"Рамблер" поменял модель монетизации

Первый российский поисковик – Rambler – отказался от собственного поискового механизма, позаимствовав его у «Яндекса». Сделка позволит обеим компаниям увеличить аудиторию и доходы

Yandex N. V.

Интернет-холдинг. Капитализация – $11,07 млрд. финансовые показатели (US GAAP, 2010 г.): Выручка – 12,5 млрд руб., Чистая прибыль – 3,8 млрд руб.

Rambler установила на своем портале поиск от «Яндекса» и систему контекстной рекламы «Яндекс.Директ». Ранее портал использовал свой поиск, который монетизировался через рекламные объявления компании «Бегун» (51% принадлежит Rambler). Rambler получит от этого партнерства лучший в рунете поиск и новые возможности для бизнеса «Бегуна», который стал реселлером «Яндекса», говорит представитель Rambler Владислав Крейнин.

Условия разделения доходов от рекламы стороны не раскрыли. Два источника, близкие к участникам переговоров, знают, что Rambler и «Бегун» получат около 60%. Представители «Яндекса» и Rambler это не комментируют.

Созданная в 1996 г., Rambler была первой в российском интернете поисковой системой. В 2005 г. Rambler провела IPO в Лондоне, в 2006 г. 54% компании купила «Профмедиа» Владимира Потанина. Но доля поиска Rambler давно снижается, сейчас она составляет всего 1,4%. Доля «Бегуна» падала тоже. Сейчас, по оценке iContext, она составляет 10%.

Поэтому еще в прошлом году Rambler объединилась с «Афишей» и стала медийной компанией, а новый менеджмент начал переговоры с «Яндексом» и Google о смене поискового движка. Зимой Google и Rambler договорились о партнерстве и подписали предварительное соглашение, говорит близкий к участникам переговоров источник, но «Яндекс» предложил лучшие условия. Google предлагала похожие условия, возражает близкий к участникам переговоров источник. Представитель Google отказался от комментариев.

Гендиректор «Бегуна» Алексей Романенков рассчитывает, что благодаря «Яндексу» на Rambler вырастет число поисковых запросов (а значит, и аудитория, на которую транслируется реклама). Старый поиск от Rambler не мог долго существовать. «Бегуну» в любом случае пришлось бы делиться с каким-либо из поисковиков, замечает аналитик «Тройки диалог» Анна Лепетухина.

«Яндекс» получил партнера с аудиторией 15 млн человек, у «Яндекса» она составляет 28,4 млн (данные TNS за апрель). Это позволит компании частично восстановить позиции после разрыва с Mail.ru, поменявшей движок «Яндекса» на Google, говорит основатель сервиса статистики Liveinternet Герман Клименко.

В 2010 г. Rambler заработала на контекстной рекламе $8–9 млн, это около 2% от выручки «Яндекса», оценивает Лепетухина. При этом частью выручки придется поделиться с Rambler. Так что финансовые показатели «Яндекса» хоть и вырастут, но незначительно, уверена Лепетухина. Сделка важнее с точки зрения имиджа и расширения партнерской сети «Яндекса», резюмирует она.