"Мегафон" щедро наградил дилеров

Рентабельность «Мегафона» по OIBDA в III квартале 2011 г. снизилась по сравнению с уровнем годичной давности на 4,2 п. п. до 41,9%. Оператор стал платить больше дилерских вознаграждений за подключение абонентов и прием платежей
Е. Разумный для Ведомостей

Два партнера «Мегафона» связывают рост выплат в адрес дилеров и платежных агентов с совместной акцией оператора и платежной системы Qiwi, проходившей в августе – октябре 2011 г. Суть акции заключалась в том, что пользователи терминалов Qiwi не платили комиссий за платежи «Мегафону». Как рассчитывались между собой Qiwi и «Мегафон», не раскрывалось. Но, по сведениям партнеров «Мегафона», владельцы подключенных к Qiwi терминалов во время акции получали от платежной системы и оператора повышенную внутреннюю комиссию – чуть более 4,5% от суммы транзакции против 1% ранее. За время акции платежи в пользу «Мегафона» через терминалы Qiwi выросли на 30%, а платеж на абонента в месяц – на 20%, говорит представитель Qiwi Александра Высочкина. Дорохина это не комментирует.

Данные не помогли. 12,8%

выручки «Мегафона» от мобильной связи обеспечила в III квартале 2011 г. мобильная передача данных – одна из самых рентабельных услуг

7,7%

составила доля услуг мобильной передачи данных в российской мобильной выручке «Вымпелкома» за тот же период

ОАО «Мегафон»

Оператор мобильной и фиксированной связи. Акционеры – TeliaSonera (43,8%), «АФ телеком холдинг» Алишера Усманова (31,1%), Altimo (25,1%). Финансовые показатели (US GAAP, 2010 г.): выручка – 215,5 млрд руб., чистая прибыль – 49,17 млрд руб.

Рентабельность по OIBDA «Мегафона» в III квартале 2011 г. составила 41,9% против 46,1% годом ранее и 43,1% во II квартале 2011 г., следует из отчета оператора. Снижение вызвано «существенным увеличением» дилерских комиссий и комиссий за прием платежей от абонентов, объясняет «Мегафон». Совокупные выплаты дилерам за подключение абонентов выросли по сравнению с аналогичным периодом 2010 г. на 36,5% до 2,88 млрд руб., а расходы на вознаграждение платежных агентов – на 65% до 1,8 млрд руб. Во II квартале 2011 г. эти выплаты составляли 2,07 млрд руб. и 1,11 млрд руб. соответственно.

Днем ранее за III квартал 2011 г. отчиталась и Vimpelcom Ltd., контролирующая российский «Вымпелком». Он сократил квартальную рентабельность по EBITDA еще сильнее – с 47% годом ранее до 40%. Это произошло из-за снижения стоимости минуты разговора, роста количества низкомаржинальных вызовов на сети других операторов в странах СНГ, роста низкорентабельных продаж оборудования, списания нераспроданных телефонов на 58 млн руб. Но базовая причина снижения та же – «Вымпелком» увеличил расходы на привлечение абонентов, признала его гендиректор Елена Шматова.

Именно эти два оператора – «Вымпелком» и «Мегафон» – с весны 2011 г. возобновили гонку подключения абонентов. По данным AC&M-Consulting, с начала 2011 г. по 30 сентября у «Вымпелкома» прибавилось примерно 4,8 млн российских абонентов, у «Мегафона» – 3,13 млн, а у МТС, в гонке не участвовавшей, наоборот, стало на 1,32 млн пользователей меньше.

Несколько мелких дилеров «Мегафона», опрошенных «Ведомостями», утверждают, что для них условия выплаты комиссий за новые подключения оператор не менял. Возможно, вознаграждение было увеличено для крупнейших сотовых ритейлеров – «Евросети» и «Связного», предполагает один из розничных партнеров «Мегафона». «Мегафон» увеличил комиссию для «Связного» и его московских субдилеров, знают менеджеры двух федеральных сетей мобильной розницы; по сведениям одного из них, верхняя планка выплат поднялась вдвое. Представители «Евросети» и «Связного» отказались от комментариев.

«Мегафон» не менял схему вознаграждения в III квартале, говорит его представитель Юлия Дорохина. В целом же оператор сейчас работает с партнерами по схемам, которые зависят от качества привлеченного абонента, и активно развивает собственную розницу.

С 2010 г. «Мегафон» занимает 2-е место в России по количеству сотовых абонентов и у него есть ресурсы, чтобы удерживать эту позицию, рассуждает аналитик Газпромбанка Анна Курбатова. Но «Вымпелком» пытается сократить отрыв от конкурента и, возможно, поэтому «Мегафон» и не скупится на стимулирование дилеров и платежных агентов, предполагает она. Шматова на днях заверила, что «Вымпелком», наоборот, будет повышать эффективность расчетов с дилерами, чтобы сократить затраты на привлечение абонентов и повысить рентабельность.