Можно ли провести интеграцию без потери менеджеров и клиентов

Операторы начали активную интеграцию приобретенных активов. Наиболее опасные последствия консолидации – потеря клиентов и уход ключевых сотрудников

Петербургский рынок связи в последние два года консолидируется. Самым крупным объединением на рынке стало вхождение «Северо-Западного телекома» в структуру «Ростелекома», который также приобрел 71,8% НТК с входящим в нее ТКТ. Три компании приобрел «Мегафон», покупку активов вели также «ПиН телеком», «Сумма телеком» и некоторые другие операторы (см. таблицу).

Из новых сетей после приобретения уходит 2–3% абонентов, говорит представитель «ПиН телекома». Во время технической и организационной интеграции новый актив уязвим для действий конкурентов, но, когда появляются преимущества от слияния, компания компенсирует потери, рассчитывает он. После приобретения оператора «Элтел» увеличение охвата домохозяйств сетью ШПД «Билайна» в Петербурге составило 25%, «Вымпелком» не почувствовал оттока абонентов, кроме естественного, утверждает директор петербургского филиала «Вымпелкома» Сергей Савчук. Клиенты традиционно считают, что у маленьких операторов выше качество, объясняет он. По словам Савчука, первое правило интеграции – грамотно донести до клиента суть изменений и показать ему возможности увеличить эффективность бизнеса. После присоединения «Петерстара» «Мегафон» получил 18 000 корпоративных клиентов, потери если и были, то единичные, говорит гендиректор северо-западного филиала «Мегафона» Денис Малышев. По его словам, удалось сохранить и клиентов «Метрокома», в том числе из госсектора.

После приобретения «Ланк телекома» и «Комстара» протяженность волоконно-оптических линий МТС в СЗФО выросла более чем на 80%, говорит представитель филиала МТС «Северо-Запад» Юлия Неменова. Юридическая интеграция активов в МТС запланирована на 2012 г. Оттока абонентов не наблюдается, базы растут – абоненты, пользующиеся фиксированной связью, со скидками подключаются к мобильной и наоборот, утверждает она.

При интеграции всегда наблюдается отток абонентов, этим могут воспользоваться небольшие операторы, говорит гендиректор независимого петербургского оператора. Отток может составлять до 10% и более, отмечает гендиректор «Обита» Андрей Гук. По его словам, за последний год «Обит» подключает больше клиентов, хотя не увеличивал ни мощности, ни маркетинговую активность. «Количество звонков значительно увеличилось», – радуется он. В первые месяцы после покупки не знают, куда обращаться с вопросами и проблемами, как будет строиться работа с большой компанией, и обращаются к небольшим операторам за привычным сервисом, отмечает он. Объединение операторов позволило снизить общие затраты на связь, говорит сотрудник крупной петербургской компании. По его словам, услуги объединенного «Мегафона» обходятся дешевле, чем если брать по отдельности услуги нескольких разных операторов: «Но переходить на одного оператора нельзя из соображений безопасности».

В процессе объединения компании часто теряют сотрудников, добавляет директор независимого оператора. В «Мегафон» из «Петерстара» перешло 80% сотрудников, говорится на сайте «Петерстара». Из 160 сотрудников «Элтела» в «Вымпелком» перешло 90%, условия job offer были улучшены или сохранены, сказал Савчук. Директор северо-западного филиала «Комстара» Виктор Шмытинский покинул компанию вскоре после того, как была закрыта сделка с МТС. Под руководством Шмытинского, который возглавлял филиал с мая 2007 г., «Комстар» построил в Петербурге собственную сеть (более 600 км). Мобильным и фиксированным бизнесом группы МТС теперь управляет директор МТС на Северо-Западе Кирилл Дмитриев. Он с 2009 г. был директором «МТС Украина», а до этого больше шести лет работал в пивоваренной отрасли: с 2002 г. – региональным менеджером завода «Вена», с 2006 г. – топ-менеджером «ВВН Украина». Процесс интеграции еще не завершен, идет планирование организационной структуры филиала, проводятся встречи с сотрудниками для определения их будущих функций, сообщила Неменова.

В октябре 2010 г. гендиректором «Метрокома» стал Дмитрий Савин, а прежний гендиректор Константин Храмов покинул компанию. Представитель компании тогда сообщил, что назначение связано с приобретением компании «Мегафоном». В декабре 2010 г. гендиректор «Петерстара» Евгений Васильев перешел в «Межрегиональный транзит-телеком», а главой «Петерстара» стал первый заместитель директора северо-западного филиала «Мегафона» Петр Акульшин, в 1997–2007 гг. работавший в «Петерстаре».

После приобретения «Северен-телекома» СЗТ в компании не было кадровых и организационных изменений, утверждает ее гендиректор Сергей Лагир. По его словам, компания получила доступ к ресурсам оператора, в том числе за пределами Петербурга, что позволяет подключать сетевых клиентов и расширять клиентскую базу более быстрыми темпами. Для «Ростелекома» интеграция «Северен-телекома» не самоцель, в краткосрочной перспективе она будет состоять в координации планов развития и совместного использования инфраструктуры, говорит представитель филиала оператора.