Абонентов ознакомят с тарифами на sms

Сотовые операторы готовятся к вступлению в силу новых правил оказания услуг подвижной связи, обязывающих их информировать абонентов о стоимости платных sms. Они внедряют системы, которые требуют от абонента согласиться на покупку платной услуги или отказаться от нее

В прошлом году «Мегафон» вернул жертвам мошенников 9 млн руб., «Вымпелком» – около 4 млн руб., говорят представители этих компаний. У «Вымпелкома» другая система оповещения о стоимости платных услуг: в июле 2011 г. компания создала страницу подтверждения подписки. Если человек покупает мобильный контент в интернете, то владельцы сайта обязаны переключать абонентов на страницу «Вымпелкома», на которой абонент подтверждает покупку, рассказывает представитель оператора Анна Айбашева. Правда, такая схема действует только при подписке на услуги контент-провайдеров, а сервис дополнительного информирования при разовых покупках «Вымпелком» планирует ввести позднее, говорит она.

Сотовые операторы обязаны с помощью sms информировать абонентов о стоимости услуг третьих лиц (под ними подразумеваются в первую очередь контент-провайдеры), которые работают на их сетях, следует из проекта правил. Этот документ до 1 марта 2012 г. будет передан в Минюст, затем он должен поступить в правительство, сказал «Ведомостям» замминистра связи и массовых коммуникаций Наум Мардер. Единственное ведомство, с которым надо еще согласовать документ, – Роспотребнадзор, пояснила пресс-служба Минкомсвязи. Представители Роспотребнадзора вчера не ответили на звонки «Ведомостей».

Не дожидаясь введения новых правил, МТС запускает систему уведомления абонентов о стоимости заказанного ими контента – она заработает на следующей неделе, рассказала «Ведомостям» представитель оператора Валерия Кузьменко. Внедрение этой системы обошлось оператору в $5 млн. При попытке отправить заказ на номер контент-провайдера МТС теперь будет отправлять абоненту sms-сообщение с указанием стоимости услуги и требованием подтвердить покупку, объясняет Кузьменко. Внедрить такую систему МТС решила не только из-за возможного изменения регулирования, уверяет она. Оператор хочет сократить затраты на компенсацию абонентам последствий многочисленных мобильных мошенничеств. В прошлом году, по словам Кузьменко, МТС получила от абонентов более 70 000 жалоб на такие мошенничества и вернула им 7 млн руб. Кроме того, компания рассчитывает, что внедрение такой системы сделает контент-услуги более популярными. Люди будут охотнее пользоваться дополнительными сервисами, если получат полную информацию об их стоимости в режиме реального времени, отмечает Кузьменко.

«Мегафон» пока не планирует принудительно информировать всех абонентов о тарифах, установленных на коротких номерах, говорит его представитель Юлия Дорохина. Обязательные уведомления абонентов о стоимости установлены только на услуги мобильных партнерских подписок на контент (например, на прогноз погоды, гороскопы и т. п.) и на услуги контент-провайдеров, уличенных в некорректном информировании клиентов, объясняет она.

Принудительное уведомление абонентов о стоимости контента – полезная инициатива, но сам проект правил оказания услуг подвижной связи нуждается в доработке, считает председатель правления Конфедерации обществ потребителей Дмитрий Янин. Проект недостаточно корректно описывает ситуацию, в которой оператор должен уведомлять абонента о тарифах партнеров: до совершения им заказа или после. Потребителю будет крайне сложно доказать, что оператор не отправлял ему уведомительной sms, уверен Янин. Предварительное информирование операторами подписчиков – способ поддержания лояльности клиентов и страховка от рисков, связанных с тем, что в перспективе государство может закрепить такую схему информирования, добавляет начальник юридического управления AVG Capital Partners Эльдар Назмутдинов. Но расплывчатые формулировки проекта правил оставляют вопрос о компенсации абоненту платы за контент, относительно стоимости которого он был введен в заблуждение, на усмотрение конкретного судьи, резюмирует он.