Сайт главной официальной китайской газеты заработал $884 млн

Инвесторы оценили сайт главной коммунистической газеты Китая «Жэньминь жибао» в $884 млн. Это почти в 10 раз больше, чем рассчитывала получить его владелец – компания People.cn перед началом IPO
N.Ching Bloomberg

В пятницу People.cn Co. – владелец веб-сайта основной газеты китайской компартии «Жэньминь жибао» (www.people.com.cn) – провела IPO на Шанхайской фондовой бирже.

Размещались акции допэмиссии – примерно 25% увеличенного уставного капитала. Спрос на акции более чем в 55 раз превысил предложение. Сумма сделки составила примерно $221 млн, а всю компанию оценили в $884 млн. В начале года People.cn Co. Ltd. рассчитывала получить от продажи акций всего $84 млн. Для сравнения: капитализация американской медиакомпании New York Times (издатель одноименной газеты, а также Boston Globe и International Herald Tribune с выручкой $2,4 млрд в 2010 г.) в пятницу составила $954 млн.

Выручка People.cn в 2010 г. увеличилась на 75% до 331,7 млн юаней ($52,6 млн), чистая прибыль – почти в 3 раза до 81,6 млн юаней ($13 млн). Основной источник выручки компании – реклама и продажа новостного контента, а также предоставление информационных услуг китайскому правительству (приносит до четверти выручки).

Принадлежащая правительству газета «Жэньминь жибао» до размещения владела около 80% акций компании People.cn, остальные акции были распределены между тремя госкомпаниями – China Mobile Communications Corp., China United Network Communications Group и China Telecommunications Corp.

Сайт «Жэньминь жибао» сейчас занимает 50-е место по числу посетителей среди китайских сайтов, указано в проспекте компании cо ссылкой на данные аналитической компании ChinaRank. Для сравнения: сайты частных китайских медиакомпаний Sina и Sohu занимают соответственно 4-е и 7-е место в этом рейтинге.

Вырученные от IPO средства компания планировала потратить на экспансию на рынок контента для мобильных устройств, расширение редакции и модернизацию технологий (среди прочего в проспекте была указана необходимость покупки 40 iPhone и iPad для репортеров).

Сайт «Жэньминь жибао» стал первым китайским проправительственным СМИ, которое разместило свои акции на бирже. Правительство намерено в ближайшее время увеличить влияние подконтрольных СМИ как в самом Китае, так и во всем мире. Чтобы ликвидировать отставание от местных частных медиагигантов, проправительственным СМИ требуются значительные инвестиции.

Вслед за «Жэньминь жибао» на биржу вскоре выйдет «Синьхуанет», сайт правительственного новостного агентства «Синьхуа», которое рассчитывает привлечь $150 млн.

Если судить по мультипликаторам, по которым разместилась People.cn, то они лишь немного выше тех, по которым сейчас торгуются акции других китайских интернет-компаний на Шанхайской бирже, указывает директор по корпоративным финансам Rye, Man & Gor Securities Арсений Даббах: «Эти компании, на мой личный взгляд, сейчас сильно переоценены, хотя логика инвесторов понятна: число интернет-пользователей в Китае уже превышает полмиллиарда и продолжает стремительно расти».