Google вытеснил «Яндекс» из Firefox

«Яндекс» больше не будет основной поисковой системой в популярном браузере на русском языке
Paul McErlane/ Bloomberg

«Яндекс» больше не будет основной поисковой системой в популярном браузере Firefox, распространяемом компанией Mozilla на русском языке, следует из официального сообщения «Яндекса». Это произойдет после выхода новой версии Firefox, намеченного на ближайшее время. Пользователи браузера смогут выбрать поиск от "Яндекса», но он перестанет быть поиском по умолчанию – базовой настройкой Firefox.

«Это было решение Mozilla, о котором нас проинформировали несколько дней назад", - говорит представитель «Яндекса» Татьяна Комарова. Это может быть связано, по ее словам, с заключенным в конце прошлого года глобальным трехлетним контрактом c Google.

Таким образом завершилось трехлетнее партнерство «Яндекса» с Mozilla, и теперь основным поиском в русской версии Firefox, судя по всему, станет Google. Это основной конкурент «Яндекса», обрабатывающий 26,7% поисковых запросов в рунете, по данным Liveinternet. Доля рынка «Яндекса» – 60,2%. За год «Яндекс» потерял 4,2 п. п. доли рынка, тогда как Google, наоборот, нарастил свою долю на 3,7 п. п.

Google наращивал долю в основном за счет роста популярности разработанного им браузера Chrome, в котором поиск Google установлен по умолчанию. По данным StatCounter, в мае Chrome стал самым популярным браузером в мире с долей рынка 32,43%. В России Chrome тоже самый популярный браузер – его доля за год выросла с 16 до 30,2%. А доля Firefox снизилась с 31,8 до 24,5%. Комарова прогнозирует, что разрыв соглашения с Mozilla может стоить «Яндексу» примерно 1,5% доли трафика в течение нескольких месяцев. Она отмечает, что «Яндекс» продолжит распространять свою собственную версию Firefox, где его поиск будет установлен по умолчанию.

В прошлом году Google достаточно агрессивно вел себя по отношению к российским конкурентам. Например, летом 2011 г. американский поисковик убрал из Chrome функцию выбора поисковика при загрузке. Аналитики крупнейших инвестбанков неоднократно писали в своих отчетах, что агрессивная экспансия Chrome – один из основных рисков для «Яндекса» на российском рынке.

Прошлой осенью, через несколько месяцев после успешного IPO, руководство «Яндекса» сообщило инвесторам о падении доли рынка поисковика в России. После этого котировки «Яндекса» обвалились на 13% и упали ниже цены размещения ($25). В этом году доля рынка «Яндекса» начала расти, но стоимость его акций так и не преодолела порог размещения. Например, вчера стоимость акций «Яндекса» на закрытие торгов на Nasdaq составила $19,08 (рост за день на 3,19%).

Mozilla заключила соглашение с Google в декабре 2011 г. Его параметры компании не раскрыли. Но в финансовой отчетности за 2010 г. Mozilla сообщала, что контракт с Google принес компании 84% ее годовой выручки, или $103 млн.