Статья опубликована в № 3220 от 30.10.2012 под заголовком: ФАС звонит на короткий номер

ФАС проверит законность ряда услуг у операторов "большой тройки"

Федеральная антимонопольная служба (ФАС) расследует, насколько законно МТС, «Вымпелком» и «Мегафон» продают абонентам мобильный контент через короткие номера

Антимонопольное ведомство начало федеральное расследование в отношении операторов «большой тройки», начатое весной 2012 г. петербургским управлением ФАС. В ведомство поступают многочисленные жалобы абонентов на операторов, списывающих с их счетов плату за услуги, на которые они не подписывались, рассказал «Ведомостям» руководитель управления ФАС Дмитрий Рутенберг. Операторы объясняют это тем, что оказание таких услуг предусмотрено абонентским договором. Но ФАС считает такую практику противоречащей закону «О защите конкуренции» – навязывание услуг клиентам недопустимо, предупреждает Рутенберг.

ФАС будет разбирать дело 26 ноября – служба уже запросила документы у сотовых операторов и их партнеров – контент-провайдеров. Если вина операторов будет доказана, им придется заплатить штраф в размере 1–1,5% выручки от сервисов, предоставленных без разрешения абонентов за весь период нарушения, говорит Рутенберг.

По данным AC&M-Consulting, только во II квартале 2012 г. российские сотовые операторы заработали на дополнительных сервисах (VAS) чуть более 54 млрд руб. Доля VAS в их выручке составила более 29%. МТС заняла 32,8% рынка, «Мегафон» – 32,5%, «Вымпелком» – 27,6%.

Представители операторов не стали комментировать претензии ФАС по существу. «Вымпелком» и «Мегафон» еще не получили запросы ФАС. А МТС уже ответила петербургскому управлению ФАС, говорит представитель МТС Валерия Кузьменко.

В первом полугодии 2012 г. «Мегафон» аннулировал около 900 идентификаторов на коротких номерах, которые скрывали за собой десятки тысяч мошеннических сервисов, заблокировал возможность использования коротких номеров более чем на 600 интернет-ресурсах, рассказывает представитель оператора Юлия Дорохина. «Мегафон» вернул абонентам, пострадавшим от мошенничества, в 12 раз больше средств, чем в первом полугодии 2011 г., рассказывает она. По словам Кузьменко, в январе – июне 2012 г. МТС заблокировала около 700 идентификаторов и более 400 интернет-сайтов, а также вернула абонентам около 30 млн руб. Большая часть этих средств была взыскана с недобросовестных контент-провайдеров, добавляет она. В первом полугодии количество жалоб на мошенничество снизилось вдвое, говорит представитель «Вымпелкома» Мария Винник.

В последнее время операторы ужесточили правила оказания услуг для контент-провайдеров, говорит председатель Ассоциации провайдеров мобильных услуг и контента Надежда Анциферова. Это касается и оповещения абонентов об услуге и ее стоимости, и правил подписки на услугу и отказа от нее. Удивительно, что ФАС обратила внимание на услуги для абонентов только сейчас, когда этот рынок стал значительно более цивилизованным, говорит Анциферова.

Закон «О защите конкуренции» запрещает продавать одну услугу (например, сотовую связь) вместе с другой, не нужной потребителю, говорит начальник юридического управления AVG Capital Partners Эльдар Назмутдинов. Но, как ни странно, прямого запрета на навязывание услуг в законе нет, объясняет он. Если удастся доказать, что операторы реализуют дополнительные услуги с нарушениями антимонопольного законодательства, ФАС создаст важный юридический прецедент, считает он.

Пока никто не прокомментировал этот материал. Вы можете стать первым и начать дискуссию.
Комментировать