«Яндекс» наказал сайты за платные ссылки
Компания понизила позиции почти 500 ресурсов за «черную» оптимизациюПозиции 488 сайтов в списках ссылок, выдающихся по некоторым поисковым запросам, понижены «Яндексом» в среднем на 20 пунктов, рассказала представитель компании Ася Мелкумова. Так действует новый алгоритм поиска «Яндекса» – «Минусинск», запущенный 15 мая. Цель – выдавать меньше сайтов, использующих для продвижения платные ссылки. Такие ссылки загрязняют поисковую выдачу «Яндекса», считает компания.
Администраторы сайтов – веб-мастера были предупреждены об этом за месяц до запуска «Минусинска», говорит Мелкумова. И сразу начали избавляться от самых некачественных ссылок. Через неделю доля покупателей платных ссылок в топе поисковой выдачи «Яндекса» сократилась на 12,5%, а доля таких ссылок в общей базе «Яндекса» – на 21,7%. В мае «Яндекс» снова предупредил веб-мастеров: письма получили администраторы 8890 сайтов, злоупотреблявших платными ссылками. В итоге 37% этих сайтов значительно – примерно на 70% – сократили количество SEO-ссылок, говорит Мелкумова. Из оставшихся 5600 сайтов «Яндекс» выбрал 488 и снизил их позиции в поисковой выдаче.
Определяя позицию сайта в списке результатов поиска, «Яндекс» учитывает в том числе и то, сколько других ресурсов на него ссылаются: чем больше ссылок, тем выше позиция сайта в списке и вероятность того, что пользователь зайдет на него. На этом вырос целый рынок поисковой оптимизации (Search Engine Optimization, SEO) – продвижения сайтов в результатах поиска. В 2013 г. этот рынок в рунете составил 12 млрд руб., а в 2014 г. должен был вырасти на 13%, говорится в совместном исследовании Российской ассоциации электронных коммуникаций и Высшей школы экономики.
Войну оптимизаторам «Яндекс» объявил еще весной 2014 г. Руководитель его поисковых сервисов Александр Садовский заявлял тогда, что при определении позиции сайта в выдаче больше не будет учитываться, сколько других сайтов на него ссылаются. Когда платных ссылок слишком много, это обесценивает саму идею поиска: пользователь получает на свой запрос не самый адекватный ответ, а те, которые оплатили владельцы сайтов.
Черно-белое SEO
Чтобы повысить позиции сайта в поиске, есть два способа – так называемые «белая» и «черная» оптимизация. «Белая» – это когда владелец сайта заранее настраивает его под поисковики так, чтобы они лучше индексировали его: правильно расставляет теги, заголовки и т.п. «Черная» – это покупка ссылок на свой сайт с целью повысить его позицию в выдаче поисковика и, значит, обеспечить ему большую посещаемость.
Год назад основной задачей было стимулировать владельцев сайтов и оптимизаторов отказаться от покупки ссылок, говорит Мелкумова: «Наша гипотеза состояла в том, что, прекратив учитывать вообще все ссылки при ранжировании, мы косвенно стимулируем перераспределение маркетинговых ресурсов в пользу инвестиций в качество сайтов, а не в искусственные сигналы для поисковика». Тогда на платные ссылки приходилось более 70% всех ответов на «коммерческие» запросы (о покупке товаров и т. п.), с тех пор эта доля стала снижаться, но не так быстро, как хотелось бы «Яндексу».
Сайтов, сдавших позиции в результатах поиска «Яндекса» после смены алгоритма, не много, прежде всего это ресурсы –лидеры в своих нишах, говорит директор по поисковому продвижению «Ашманов и партнеры» Денис Шубенок. Запуск нового алгоритма не привел к резкому увеличению результатов выдачи: те сайты, которые ранее улучшали позиции в выдаче, поднялись всего на 1-3 строчки выше. «Яндексу» удалось сохранить качество поиска на прежнем уровне, считает Шубенок. А вот компаниям, зарабатывающим на поисковой оптимизации, «Минусинск» грозит потерей части доходов, констатирует он: размер потерь зависит от доли трафика с «Яндекса» и от того, какую прибыль он приносил. Вовсе от продвижения в поисковых системах сайты не откажутся, думает Шубенок, но бюджеты на покупку платных ссылок все-таки сократят.