«Орион экспресс» стал третьим в России по количеству абонентов платного ТВ

База спутниковых операторов растет быстрее, чем у проводных
Спутниковые операторы в России подключают абонентов вдвое быстрее, чем проводные/ М. Стулов/ Ведомости

На конец сентября 2015 г. у «Орион экспресса» было чуть менее 2,75 млн абонентов платного ТВ, у МТС, как и у «Эр-телеком холдинга», – 2,73 млн. Это следует из ежеквартального отчета аналитического агентства «ТМТ консалтинг». По итогам II квартала 2015 г. у «Ориона» было 2,7 млн абонентов – на 25 000 меньше, чем у МТС, занимавшей третье место, и на 15 000 больше, чем у «Эр-телекома» (с учетом абонентов присоединенной в июне «Ярославтелесети»).

В III квартале рост абонентской базы «Эр-телекома» на 1,9% носил органический характер, говорит аналитик «ТМТ консалтинга» Елена Крылова. Что касается МТС, то ее абонентская база платного ТВ росла за счет подключения телезрителей к оптической сети GPON ее «дочки» МГТС в Москве. По словам Крыловой, МГТС демонстрирует, пожалуй, самые высокие на сегодня темпы роста среди операторов платного ТВ – за квартал база ее телевизионных подписчиков выросла на 14,3%. «Орион экспресс», количество абонентов которого за квартал увеличилось на 1,8%, растет в основном за счет сел и малых городов, где нет ни кабельного ТВ, ни широкополосного доступа (ШПД), который сейчас все чаще заменяет телевидение, рассуждает Крылова.

Быстро расти во время кризиса «Орион экспрессу» позволяет сочетание качественного контента, интересных телеканалов и дополнительных услуг с относительно невысокими тарифами, считает его гендиректор Кирилл Махновский. Спутниковое ТВ растет быстрее рынка в целом – это касается не только «Орион экспресса», но и его основного конкурента в этом сегменте, Национальной спутниковой компании («Триколор ТВ»), – за счет того, что спрос на новые подключения в небольших городах и селах еще сохраняется, отмечает он. Невысокие тарифы и относительно недорогое оборудование делают «Орион экспресс» привлекательным и для городских зрителей, уверяет Махновский.

Насыщение близко

38,7 млн столько абонентов платного ТВ было в России к концу сентября 2015 г. (данные «ТМТ консалтинга»). Его проникновение по домохозяйствам составило 69,6%

По данным «ТМТ консалтинга», к концу сентября 2015 г. первое место в России занимал «Триколор ТВ» с 11,6 млн абонентов платного ТВ, второе – «Ростелеком» c 8,31 млн подписчиков.

Российский рынок платного ТВ в III квартале 2015 г. рос рекордно низкими темпами: база подписчиков выросла всего на 0,9%, утверждает Крылова. Быстрее всего, кстати, росла база абонентов не спутникового, а IPTV: количество спутниковых абонентов выросло на 1,6%, а зрителей IPTV – на 2,6%, рассказывает она. Если бы часть операторов не считала абонентов активными в течение шести месяцев после последнего платежа, в III квартале в России, возможно, впервые произошел бы отток телезрителей, уверяет Крылова. По ее словам, летом 2015 г. многие абоненты отказались от платного ТВ из-за роста тарифов, связанного с кризисом.

Говорить о том, что абоненты массово отключают платное ТВ, пока преждевременно, отмечает гендиректор «Искрателекома» Алхас Мирзабеков. Но то, что количество телезрителей практически не растет, совершенно верно, подтверждает он. Действительно, новые подключения сдерживает кризис и желание сэкономить на услуге, которую сейчас может заменить ШПД, отмечает Мирзабеков. Многим зрителям сейчас уже достаточно телеканалов и видеоресурсов, доступ к которым можно получить в интернете, говорит он.

Представитель «Эр-телеком холдинга» не стал комментировать расчеты «ТМТ консалтинга».

Не комментирует данные «ТМТ консалтинга» и представитель МТС Дмитрий Солодовников. Он утверждает, что они не учитывают абонентов спутникового ТВ, активно продвигать которое МТС начала в августе 2015 г. Основной прирост абонентов платного ТВ МТС приходится на Москву, в регионах по-прежнему наблюдается отток низкодоходных пользователей аналогового ТВ – с этим выводом «ТМТ консалтинга» Солодовников согласен. Сейчас в регионах идет перевод абонентов на цифровую телеплатформу, по итогам III квартала 2015 г. пользоваться современными телеуслугами на ее базе могло 63% телезрителей МТС, рассказывает он. Во многом благодаря этому средняя ежемесячная выручка с абонента (ARPU) телевизионных абонентов МТС в III квартале 2015 г. выросла год к году почти на 20%, добавляет источник, близкий к компании.