Технологии
Бесплатный
Валерий Кодачигов
Статья опубликована в № 4125 от 27.07.2016 под заголовком: Samsung выдержал удар

Доля Samsung на российском рынке почти не изменилась несмотря на бойкот ритейлеров

У других крупных производителей доли выросли

В первой половине 2016 г. на Samsung пришелся 21% всех проданных в России смартфонов – всего на 0,6 п. п. меньше, чем годом ранее. Такой оценкой поделился с «Ведомостями» менеджер одного из производителей электроники, цифры подтвердили сотрудники трех сетей, торгующих техникой. Если в июне 2015 г. Samsung занимал 23,7% российского рынка смартфонов (в штуках), то год спустя – 21,8%, добавил один из них.

Все собеседники «Ведомостей» ссылаются на данные исследовательской компании GfK. Представитель GfK отказался от комментариев.

В июне 2015 г. «Евросеть», розничные сети ее акционеров «Вымпелкома» и «Мегафона», а также «Связной» перестали торговать электроникой Samsung. Президент «Евросети» Александр Малис объяснял: у Samsung стало слишком много брака, а человек, близкий к корейскому производителю, связывал происходившее с желанием ритейлеров добиться от Samsung более выгодных условий сотрудничества, учитывая начавшуюся ценовую войну с МТС. Двумя месяцами ранее МТС расторгла контракт со «Связным», у которого поменялся акционер (ритейлер перешел от Максима Ноготкова к брату Александра Малиса Олегу), и снизила цены на смартфоны и другие устройства почти до себестоимости. Таким образом МТС рассчитывала привлечь в свои салоны больше покупателей и стимулировать их активнее подключаться к мобильному интернету.

В итоге самым крупным продавцом смартфонов Samsung осталась розничная сеть МТС с ее 5368 салонами (данные на конец марта 2016 г. с учетом франчайзи).

Несмотря на действия конкурентов МТС, доля Samsung на рынке смартфонов осталась стабильной, подтверждает представитель МТС Дмитрий Солодовников. Корейской компании удалось удержать ее благодаря умеренным наценкам в магазинах МТС и ярким маркетинговым акциям – вроде возврата на лицевой счет абонента до 15% стоимости купленного смартфона, считает он.

По собственной оценке Samsung, в июне 2016 г. он сумел даже нарастить рыночную долю примерно до 30%, говорит директор Samsung Mobile в России Аркадий Граф. Еще в 2014 г. Samsung изменил рекламную стратегию и стал создавать спрос на свои продукты без привязки к конкретным ритейлерам, рассказывает он: теперь покупатель не идет за смартфоном в конкретный магазин, а ищет понравившуюся модель на рынке. Другое изменение: в магазинах, которые торгуют устройствами Samsung, его зоны стали более заметными – расширились отведенные ему торговые площади, витрины, появилось больше промоматериалов и рекламных акций, продолжает Граф. В-третьих, Samsung стал уделять больше внимания программам продажи телефонов в кредит, рассрочку. Продолжил Samsung и стимулировать партнеров, добавляет Граф.

Изменились ли расходы Samsung на продвижение в России за последний год, его представители не говорят. В телеэфире рекламы Samsung не стало больше, отмечает сотрудник TNS. А затраты Samsung на наружную рекламу даже сократились, свидетельствуют данные «Эспар-аналитик»: во второй половине 2015 г. – на 77,4%, а в первой половине 2016 г. – на 43,5% (сравнение год к году).

«М. Видео» и Samsung за последний год провели несколько совместных акций: например, продавали смартфоны в рассрочку без переплаты, рассказывает представитель розничной сети Валерия Андреева. В результате продажи смартфонов Samsung в «М. Видео» в штуках выросли за первые шесть месяцев этого года втрое к аналогичному периоду 2015 г.

Бойкот со стороны крупных розничных сетей не оказал серьезного давления на долю Samsung, поскольку мультибрендовые сети (такие как «Евросеть» и «Связной») уже не имеют прежнего влияния на рынок, считает Солодовников из МТС. Он ссылается на результаты опроса, проведенного в начале II квартала 2016 г. компанией AC&M-Consulting: оказалось, что среди москвичей в мультибрендовые салоны за телефонами ходят всего 23% респондентов, а в регионах – 22%. Годом ранее московский показатель был выше на 6%, а региональный – на 10%. Одновременно выросла доля людей, покупающих телефоны в операторских салонах: в Москве – с 21 до 24%, а в регионах – с 19 до 22%.

В мире тоже падает

0,9 п. п. потеряла доля Samsung на мировом рынке смартфонов в I квартале 2016 г. по сравнению с уровнем годовой давности, по данным Gartner. Она составила 23,2% – компания продала почти 81,2 млн устройств

Падение доли на российском рынке даже на 1 п. п. при росте всех остальных брендов первой пятерки – относительный провал для Samsung: ведь в большинстве стран – в США, Европе, Юго-Восточной Азии – доля рынка Samsung уверенно растет, возражает менеджер одной из розничных сетей. Если бы не отказ крупнейших ритейлеров и части операторов от продажи устройств Samsung, его доля рынка в России могла бы вырасти примерно на 5%, считает он. А так значительно усилились позиции китайских производителей, чьи смартфоны заместили собой Nokia и отчасти российские локальные бренды. Раньше освобождающиеся ниши активно занимал Samsung, теперь этого не происходит, утверждает собеседник «Ведомостей».

По доле российского рынка в деньгах Samsung очень сильно отстал от Apple – если в 2015 г. между компаниями еще шла борьба, то в первой половине 2016 г. Apple опередила Samsung уже на 5 п. п. за счет широкого ассортимента и гибкой ценовой политики, обращает внимание сотрудник другой розничной сети.

Малис лишь подтвердил, что доля китайских брендов на российском рынке смартфонов за год значительно выросла. По итогам первого полугодия каждый третий проданный в России смартфон был под китайским брендом, доля китайских производителей прибавила за год более 40%, вторит ему представитель «Связного». По оценке «Евросети», доля Apple в штуках выросла за год на 4 п. п. до 11%, Lenovo – на 1 п. п. до 9%, у Alcatel и Fly она не изменилась (по 8%). А доля Samsung в первой половине 2016 г. сократилась, по данным «Евросети», на 1,1 п. п. до 20,9%.

Доля китайских брендов в России действительно растет, они занимают нишу российских локальных брендов, говорит директор китайской ZTE по продажам в России и СНГ Евгений Ладыгин.

Samsung – сильнейший и хорошо узнаваемый бренд с масштабными ресурсами по продвижению, передал «Ведомостям» гендиректор Inventive Retail Group Тихон Смыков. Силы бренда Samsung и мощности сетей, не участвующих в бойкоте, хватило, чтобы его доля не сократилась, констатирует он.

В подготовке статьи участвовали Ксения Болецкая и Екатерина Брызгалова

Пока никто не прокомментировал этот материал. Вы можете стать первым и начать дискуссию.
Комментировать