Статья опубликована в № 4419 от 02.10.2017 под заголовком: Беспилотники выезжают на улицу

Автомобили без водителей могут появиться на трассах общего пользования

Такую инициативу обсуждают в «Сколково» и рассмотрит правительство
Прослушать этот материал
Идет загрузка. Подождите, пожалуйста
Поставить на паузу
Продолжить прослушивание

В России могут быть созданы специальные территории для тестирования беспилотного транспорта, сообщил «Ведомостям» председатель правления фонда «Сколково» Игорь Дроздов и подтвердил директор направления «Молодые профессионалы» Агентства стратегических инициатив (АСИ) Дмитрий Песков, курирующий в АСИ тему беспилотников. Речь идет о достаточно больших зонах, включающих в себя дороги общего пользования, говорят собеседники «Ведомостей». Песков добавляет, что в этих зонах у беспилотников будет свой правовой статус.

«Сколково» занимается подготовкой законодательной базы для новых технологий, внедрение которых предусмотрено программой цифровой экономики. Цифровая экономика должна организовать развитие и внедрение технологий во всех областях жизни, объяснял смысл программы премьер-министр Дмитрий Медведев. Отдельно беспилотные автомобили в программе цифровой экономики не фигурируют. Но регулирование вопросов робототехники и инструментов искусственного интеллекта должно появиться во II квартале 2019 г.

Действительно, сейчас программа цифровой экономики в явном виде не оговаривает развития конкретных рынков (например, беспилотного транспорта), но документы по ним появятся позже, объясняет Песков.

Финальное решение по созданию беспилотных зон примет подкомиссия по цифровой экономике при правительственной комиссии по использованию информационных технологий для улучшения качества жизни.

Есть два возможных подхода к регулированию беспилотного транспорта в России, рассказывает Песков. Первый – когда в кабине находится человек, готовый в любой момент перехватить управление. Автомобили с человеком смогут двигаться по любым дорогам общего пользования. Такая модель, в частности, принята в Японии, указывает Песков. Второй сценарий – испытание беспилотных автомобилей на изолированных полигонах и такие испытания в России уже проводятся, говорит он.

Ключевая разница между сценариями в скорости обучения беспилотника, объясняет Песков. Ведь в его основе лежит искусственный интеллект, которому для правильной работы нужно обучаться на больших объемах данных. Это плюс первой модели и минус второй, говорит он. Песков уверен, что на дорогах общего пользования беспилотник гораздо быстрее получит нужный для обучения объем данных. Но это лишь первый этап адаптации беспилотного транспорта, для обученной машины не будет ни полигонов, ни человека, готового перехватить управление, отмечает Песков.

Президент в курсе

В сентябре разработанный «Яндексом» российский прототип беспилотного автомобиля продемонстрировали президенту России Владимиру Путину. Путин понаблюдал, как гибридный автомобиль Toyota Prius тронулся и поехал по внутреннему двору «Яндекса».

Отдельно нужно будет отрегулировать страхование, уверен Песков. В случае с первой моделью ответственность будет лежать на человеке, готовом перехватить управление. В дальнейшем же может появиться специальный фонд, в который будут отчисляться деньги, заработанные беспилотником, и из которого может покрываться возможный ущерб от беспилотников, говорит Песков.

Схожее предложение было и у Европарламента, по мнению которого среди всех прочих роботов беспилотные автомобили нуждаются в особом и наиболее срочном регулировании. Одним из предложений евродепутатов было по аналогии с автострахованием создать специальный фонд, из которого бы возмещался ущерб, когда нет привычного страхового покрытия.

В первую очередь имеет смысл пустить беспилотные автомобили в технические зоны, где минимально присутствие человека, считает президент Национальной ассоциации участников рынка робототехники Виталий Недельский. Так они вряд ли смогут навредить людям, что, безусловно, является первым приоритетом, и одновременно смогут обучаться, полагает он. Другой сценарий применения беспилотных автомобилей, который предлагает Недельский, – пустить по дорогам общего пользования караваны машин, возглавляемые автомобилем с водителем, и это тоже может быть безопасно.

Представитель вице-премьера Аркадия Дворковича (курирует в правительстве цифровую экономику) вчера вечером не ответил «Ведомостям».

Читать ещё
Preloader more