Социальная сеть от «Яндекса» может стать способом борьбы с Google

Российский поисковик начал тестировать новый мобильный сервис – «Аура»
Для «Яндекса» это уже не первая попытка создать социальный сервис/ Евгений Разумный / Ведомости

15 марта стало известно, что «Яндекс» начал тестировать новый мобильный социальный сервис «Аура». Установить его на стационарный компьютер невозможно. А на мобильных устройствах «Аура» работает не как отдельное приложение, а как раздел внутри основного приложения поисковика. Несколько дней пользователи могли подключиться к новому сервису только по приглашениям от людей, которые зарегистрированы в «Ауре», но поздно вечером 17 марта соцсеть закрыла возможность раздавать такие приглашения. Когда сервис станет публичным, представитель «Яндекса» не уточняет.

Он указывает, что «Аура» на основе машинного обучения, нейронных сетей и других технологий «Яндекса» поможет пользователю найти людей с похожими увлечениями и окружением. «Пользователь может вступать в сообщества, создавать посты и таргетировать их не на ограниченный круг своих подписчиков, а на выбранную аудиторию», – рассказал представитель «Яндекса». Детально объяснять, чем «Аура» отличается от других социальных сервисов и сетей, он не стал.

При регистрации в сервисе нового пользователя просят указать интересующие его темы: потом сервис ему покажет посты людей, которых интересуют те же вещи. Таким образом, пользователь «Ауры» фактически подписывается не на знакомых и друзей, а на сообщества по разным темам. Собственный пост тоже можно ограничить определенным сообществом или пообщаться напрямую в чате с другим пользователем, которого тоже, например, интересует программирование или котики.

Также пользователь может выбрать показ постов от людей, которые находятся рядом с ним. Для этого «Аура» использует геолокацию.

Привычной ленты новостей в «Ауре» нет. Одновременно пользователь видит только один пост и комментарии к нему. Чтобы перейти к следующей записи, нужно смахнуть экран (сделать свайп) направо или налево. Больше всего «Аура» пока напоминает Instagram, пишут пользователи: большинство постов – это квадратные фотографии с небольшой подписью. А свайпы напоминают пользователям сервис для свиданий Tinder.

Сначала «Ауру» тестировали прежде всего сотрудники «Яндекса», но сейчас в ней есть и множество сторонних пользователей, убедились «Ведомости». Представитель «Яндекса» не раскрывает, сколько пользователей у «Ауры».

Для «Яндекса» это уже не первая попытка создать социальный сервис: в 2007 г. компания запустила платформу блогов «Я.ру», но закрыла его в 2014 г., сославшись прежде всего на общее снижение популярности платформ для блогов. Аналогичным образом в 2011 г. Google запустил свою социальную сеть Google+ и в прошлом году объявил о ее закрытии.

Два года назад «Яндекс» запустил платформу «Дзен», которая также с помощью машинного обучения подбирает пользователям посты, наиболее соответствующие их интересам. Но назвать «Дзен» как таковой социальной сетью нельзя: контент здесь создает лишь небольшая часть пользователей, остальные его потребляют. Также у «Яндекса» появился социальный сервис «Район», где между собой могут общаться жители одного города или района.

Опрошенные «Ведомостями» сотрудники интернет-компаний назвали две основные причины, из-за которых «Яндекс» может запустить «Ауру». Первая – сбор дополнительных данных о пользователях, которые позволят «Яндексу» показывать более релевантную для них рекламу, а значит, рекламу, более эффективную по затратам для рекламодателей. Так, если компания знает, что конкретный пользователь уже купил у нее автомобиль, то правильно показать рекламу той же машины людям с похожим поведением и интересами в сети, объясняет один из собеседников «Ведомостей». Второй причиной запуска «Ауры» как части мобильного приложения «Яндекса» может быть привлечение интереса мобильной аудитории и продвижение этого самого приложения, говорит сотрудник крупной интернет-компании. «Яндекс» пока заметно отстает по мобильной аудитории от Google в рунете – 47,1% против 56,8%, рассуждает он. Запуск мобильного социального сервиса может привлечь внимание пользователей, которые пока более лояльны Google. Таким образом, «Аура» будет работать как еще один канал дистрибуции «Яндекса», в том числе его поиска на смартфонах и планшетах.

Собеседники «Ведомостей» не взялись оценить перспективы «Ауры»: пока в бета-тесте сервисом пользуются прежде всего сотрудники самого «Яндекса», указывают они, непонятно, насколько соцсеть будет востребована у массовой аудитории.