У МТС растет выручка, у конкурентов падает

Эксперты объясняют это успехом экосистемы оператора
Рост выручки в июле – сентябре операторам традиционно обеспечивал роуминг, но в 2020 г. все операторы остались без этого источника дохода/ Евгений Разумный / Ведомости

Выручка «Мегафона» в III квартале 2020 г. составила 86,6 млрд руб. (-3,9% к аналогичному периоду 2019 г.), следует из отчета оператора. Но зато на 18% (до 56,3 млрд руб.) выросла операционная прибыль. Это обусловлено, в частности, сокращением затрат, отмечено в сообщении оператора.

При этом в опубликованном 26 ноября квартальном отчете оператор не раскрыл количество абонентов. Это может быть связано с тем, что «Мегафон» пытается скрыть большой отток подписчиков, рассуждает аналитик Райффайзенбанка Сергей Либин. Снижение выручки косвенно это подтверждает, полагает он. Ранее «Мегафон» активно продвигал тарифы для мигрантов, но из-за пандемии многие из них вынуждены были уехать из России. Также абонентская база могла снизиться и из-за закрытия части салонов оператора, в которых осуществляются новые подключения, во время реализации противоэпидемических мер, добавляет эксперт.

Рост выручки в июле – сентябре операторам традиционно обеспечивал роуминг – на III квартал года выпадает сезон отпусков, говорит аналитик «Финама» Леонид Делицын. Но в 2020 г. все операторы остались без этого источника дохода, констатирует он. Выручка «Мегафона» сильно пострадала от отсутствия роуминговых доходов: они могли бы добавить к ней 3–4%, согласен аналитик «Ренессанс капитала» Александр Венгранович.

Динамика выручки операторов российской большой сотовой тройки очень неравномерна, продолжает Венгранович. Выручка «Вымпелкома» в III квартале 2020 г. сократилась на 6,8% до 69,6 млрд руб. (при этом доходы от мобильных сервисов снизились на 10,1% до 52,4 млрд руб.), говорится в отчете его материнского холдинга Veon. А выручка МТС в III квартале на российском рынке выросла на 4,4% до 127,4 млрд руб. (рост по всем странам присутствия составил 4,9% – до 128 млрд руб.), следует из отчета компании.

Рост выручки МТС обеспечивает экосистемный подход – у «Мегафона» связка сервисов работает пока что не так эффективно, считает Венгранович. Сервисы МТС позволяют улучшать лояльность пользователей и наращивать ARPU (средний ежемесячный счет) абонентов, которые долго пользуются услугами этого оператора, рассуждает он.

Доход с абонента, который пользуется двумя продуктами МТС, в 1,7 раза больше, чем с тех, кто пользуется только одним, рассказывал ранее «Ведомостям» представитель МТС, у пользователей трех услуг ARPU выше вдвое. На конец 2019 г. 20% подписчиков МТС пользовались двумя и более услугами (более актуальных данных компания не раскрывает). Именно благодаря этому сокращение абонентской базы у МТС (в России в III квартале год к году она уменьшилась на 600 000 подписчиков до 78,2 млн) сопровождается ростом выручки: абоненты, вовлеченные в экосистему, приносят компании кратно больше, чем получают от своих клиентов другие операторы, отмечает представитель МТС.

«Мегафон» также может сделать ставку на развитие «Мегафон-ТВ», однако пока что сервис не очень популярен, считает Венгранович. Партнерство со «В контакте» тоже не дало серьезных результатов, полагает он.

В развитие дополнительных сервисов операторы до сих пор вкладывают недостаточно средств, рассуждает Делицын. Например, долгое время участники рынка предполагали, что операторы заинтересуются крупнейшими работающими в России онлайн-кинотеатрами, но сделок с их владельцами пока нет. Okko, к примеру, теперь у «Сбера», а ivi готовится к первичному размещению акций, напоминает эксперт. Всей отрасли связи нужна крупная инновация, чтобы показывать рост выручки, – 5G, считает Делицын. Но в России государство пока не выделило операторам частот для строительства сетей пятого поколения, а другой технологической волны, которая ощутимо подняла бы доходы операторов и интерес к их услугам, пока нет, заключает он.