Китайские бренды впервые заняли топ-3 самых продаваемых смартфонов

Популярный южнокорейский Samsung вылетел из лидирующей тройки
Максим Стулов / Ведомости

Бренды из КНР в уходящем году впервые вошли в топ-3 по штучным продажам смартфонов в России. Об этом говорится в статистике «Мегафона», «М.видео-Эльдорадо», Wildberries, Ozon, а также IT-холдинга Fplus по итогам 2023 г. По этим данным, один из ранее популярных вендоров, южнокорейский Samsung, выбыл из тройки лидеров, а американская Apple даже не попадает в пятерку.

В розничной сети «Мегафона» в топ-3 лидеров по штучным продажам смартфонов вошли китайские Realme (20%), Honor (19,4%) и Xiaomi (19%). Китайская Tecno заняла четвертую строчку (17%), Samsung опустился на пятое место с долей 12%, а Apple выбыла из пятерки лидеров и сохранила за собой лишь 8% продаж в сети оператора.

В 2022 г., по данным «Мегафона», лидерство делили между собой Samsung и Xiaomi (по 24%), на третьем месте была Realme (21%), на четвертом – Tecno (11%) и пятой шла Apple (10%).

Выводы «Мегафона» подтверждаются прогнозом «М.видео-Эльдорадо» на 2023 г. по всему российскому рынку. В текущем году доля китайских производителей уже достигла своего исторического максимума в РФ – более 75% в количественном выражении и порядка 50% в денежном, подсчитал руководитель департамента «Телеком» «М.видео-Эльдорадо» Сергей Уваров. В штучных продажах на российском рынке в топ-5 лидеров вошли Xiaomi, Tecno, Realme, Samsung, китайская Infinix, а Apple – на шестой строчке. Годом ранее лидерами становились: Xiaomi, Realme, Samsung, Apple, Tecno, перечислил он.

Чаще всего в этом году россияне выбирали китайские бренды, а лидером продаж была Xiaomi, следует из статистики аналитического ресурса «Чек индекс» компании «Платформа ОФД» (крупнейший оператор фискальных данных страны, ежедневно принимает по 55–57 млн кассовых чеков более чем с 1,1 млн онлайн-касс в России, покрытие 30% всех касс и розничного оборота РФ). В топ-5 брендов по продажам в штуках вошли Redmi (23,3%), Tecno (13,7%), Samsung (11,3%), Realme (11,2%) Infinix (9,5%), следует из статистики Fplus. Тогда как в 2022 г., по данным Fplus, Samsung и Apple занимали третье (19,7%) и четвертое место (10,1%) по этому показателю, соответственно.

Самыми популярными брендами смартфонов на Wildberries в текущем году оказались Infinix, Tecno, Xiaomi, Samsung и Apple. Сильнее всего увеличили свою долю бренды Infinix и Tecno, указал представитель маркетплейса. На Ozon первые четыре строчки занимают китайские бренды Xiaomi, Tecno, Infinix, Realme, а замыкает пятерку Samsung. В прошлом году Samsung и Apple занимали второе и пятое места в штучных продажах соответственно, рассказал представитель Ozon. Самыми популярными брендами смартфонов по количеству купленных моделей в этом году стали Xiaomi, Realme, Apple и Samsung и Tecno, говорит представитель «Яндекс Маркета».

Лидерами по приросту в этом году стали два китайских бренда Itel и Infinix, объем продаж в штуках вырос на 100 и 77% соответственно, добавил директор единого департамента закупок Merlion и «Ситилинка» Олег Фоменко.

За 2023 г. на российском рынке могут продать около 30 млн смартфонов, это на четверть больше, чем годом ранее, и сопоставимо с показателями 2021 г., прогнозирует Уваров. «В этом году мы отмечаем восстановление спроса и отложенную покупательскую активность. Россияне снова получают привычный ассортимент и все ключевые мировые новинки, в том числе этому способствует налаживание импортных операций», – говорит топ-менеджер. Действительно, число покупок смартфонов в январе – ноябре 2023 г. по сравнению с аналогичным периодом годом ранее оказалось выше на 32%, следует из статистики «Платформы ОФД».

В 2022 г. продажи смартфонов шли довольно вяло, если не считать периода с курсовым всплеском в начале года, отмечает независимый аналитик, автор vilianov.com Сергей Вильянов. Сказывался удовлетворенный в 2020–2021 гг. спрос, когда все обновили парк техники для удаленной работы и развлечений. В 2023 г. сказался естественный износ купленных тогда смартфонов и продажи подросли, указал аналитик.

В денежном выражении в этом году удерживает лидерство Apple, в топ-5 также оказались Xiaomi, Samsung, Tecno и Realme, поясняет Уваров. Действительно, больше трети российского рынка в деньгах пришлось на Apple (32,7%), следом идет Samsung (16,8%), далее Redmi (13,5%), затем Tеcno (7%) и Realme (6,7%), свидетельствуют подсчеты Fplus. Apple, Samsung, Realme, Xiaomi, Tecno входят в топ-лидеров в деньгах, указал представитель Ozon.

Смартфон Honor X6 стал самой популярной моделью 2023 г. и лидером ценовой категории до 20 000 руб., за ним идут смартфоны Realme C30s и Honor X8, следует из статистики «Мегафона». В категории 20 000–50 000 руб. первое место занял Infinix Note 30 Pro, второе – Honor X9a и третье – Honor X8. Лидером продаж среди смартфонов дороже 50 000 руб. остался гаджет от Apple – iPhone 13, говорится в статистике «Мегафона».

В розничной сети «Билайна» до 15 000 руб. самой популярной моделью был Infinix Hot 30i, в диапазоне от 15 000 до 40 000 руб. – Infinix Note 30, а дороже 40 000 руб. – Apple iPhone 13. На Ozon в 2023 г. больше всего продавались модели Xiaomi Redme A1, Infinix Note 30i 8, Xiaomi Redme 9A. Самой продаваемой моделью второй год подряд в «Ситилинке» остается Xiaomi Redmi 9A, в топ-3 также вошли Xiaomi Poco C51 и Xiaomi Poco C51, указал Фоменко. На «Яндекс Маркете» в этом году лидером продаж стал iPhone 14 Pro Max, а у бренда Samsung наибольшим спросом пользовались Galaxy A54 5G и Galaxy S23 Ultra.

​​Гиганты индустрии смартфонов Apple и Samsung планомерно теряют аудиторию поклонников в России, отмечает директор департамента по стратегии и развитию продаж «Мегафона» Давид Борзилов. «Поставки устройств этих брендов по-прежнему осуществляются регулярно, но сказывается отсутствие маркетинговой активности и рост цен. В результате мы видим значительное сокращение доли рынка прежних лидеров», – отмечает он.

Если говорить про Apple и Samsung, то действительно к ним снизился интерес из-за удорожания поставок по параллельному импорту и отсутствия гарантийных обязательств, указал генеральный директор «Infoline-аналитики» Михаил Бурмистров. Также частично произошло перераспределение каналов покупок этих марок в зарубежных странах или на C2C-платформах типа «Авито». Скорее всего, в следующем году ситуация не изменится и россияне сохранят и укрепят свой интерес к китайским брендам смартфонов, считает он.

В офлайн-рознице очень многое зависит от работы бренда с конкретной сетью или с блогерами и профильными СМИ, обращает внимание Вильянов. Место на полке, маркетинговые акции, премирование продавцов за продажу, льготная рассрочка – все это влияет на то, как продукция того или иного бренда будет продаваться, перечисляет он. По словам Вильянова, Realme и Xiaomi не переставали работать с розницей все два года и результат их усилий налицо, Honor делала паузу, но потом быстро наверстала упущенное, отмечает эксперт.

В то же время Samsung и Apple были лидерами по маркетинговому взаимодействию с розницей до ухода с российского рынка, но «память человеческая коротка», предрекает Вильянов. «Если Apple держится за счет привычки пользователей к платформе, то Samsung совсем тяжело: Android везде более-менее одинаков, а собственных уникальных сервисов у производителя нет. Так что без возобновления маркетинговых усилий доля обоих производителей в 2024 г. существенно снизится», – прогнозирует он.