Импорт планшетов в Россию сократился на четверть

Но продажи планшетов на маркетплейсах и в магазинах выросли впервые с 2020 года
Евгений Разумный / Ведомости

Ввоз планшетов в Россию в 2023 г. сократился на 27% по сравнению с 2022 г., а доля параллельного импорта упала почти вдвое – с 27,5% в 2022 г. до 15%. Такой статистикой с «Ведомостями» поделился аналитический центр GS Group. Всего за 2023 г., по данным компании, было ввезено 1,32 млн планшетов различных брендов.

Помимо сокращения объемов поставок, в 2023 г. в категории планшетов сменились лидеры, следует из статистики GS Group: импорт гаджетов южнокорейского Samsung и китайской Lenovo, занимавших первое и второе места в 2021–2022 гг., упал на 85–91%. В то же время ввоз планшетов китайской Honor вырос на 2844% (до 159 000 шт.) практически с нуля и обогнал Apple (США).

Самое серьезное падение продемонстрировал Samsung, который был лидером по импорту планшетов в РФ в 2022 г. и ввез тогда 393 000 гаджетов (22% российского рынка), подсчитали аналитики GS Group. В 2023 г. доля бренда сократилась до 3%, или 35 000 единиц. В 2021 г. китайская Lenovo была на втором месте по объемам ввоза планшетов в Россию (457 000 устройств), в 2023 г. таких устройств ввезли всего 20 000.

В лидеры в 2023 г. выбилась китайская Huawei, ее доля от общего импорта планшетов составила 25%, или 330 000 устройств. Следом идут Honor и Apple (по 12%), которые завезли 159 000 и 155 000 гаджетов соответственно. Также в топ-10 вошли такие бренды, как Dexp, Digma (российские марки, импортирующие технику из КНР) и китайская Teclast – по 7% от общего объема импорта, подсчитали в GS Group.

В конце 2022 г. после открытия параллельного импорта на панических настроениях дистрибуторы завезли сразу много устройств, которые начали распродавать только в 2023 г., и не заказывали новые партии товаров в большом количестве, предполагает основатель Telegram-канала «Сурков о маркетинге» Александр Сурков.

Механизм параллельного импорта задумывался как антикризисный, объясняет Сурков. «Вводя параллельный импорт в 2022 г., правительство пошло на крайние меры, фактически вывело российский рынок из-под контроля. В 2023 г. мы увидели две стороны параллельного импорта. С одной стороны, серые схемы стали постепенно обеляться, поскольку официальные дистрибуторы наладили цепочки поставок, а ввозить электронику челночникам небольшими партиями стало невыгодно. С другой стороны, место товаров параллельного импорта на полке стало заполняться электроникой от официальных китайских производителей», – говорит он.

Параллельный импорт снижается, потому что «зарабатывать на нем получается плохо», согласен независимый аналитик, автор Vilianov.com Сергей Вильянов. Во второй половине 2023 г. серых возчиков взяли под контроль, поэтому остались преимущественно официальные поставщики, которые импортировали сразу большие партии товаров, говорит он.

В то же время продажи планшетов в штуках и в деньгах в 2023 г. по сравнению с 2022 г. увеличились почти на треть, сообщала газета «Коммерсантъ» со ссылкой на данные дистрибуторов и ритейлеров.

За 12 месяцев 2023 г. продажи в целом по стране составили порядка 2,5 млн девайсов, что почти на треть больше, чем в 2022 г., рассказал представитель «М.видео-Эльдорадо». В 2023 г. продажи планшетов в России выросли впервые с 2020 г., подтверждает генеральный директор розничной сети МТС Андрей Губанов.

Большинство продаж в России в этом году заняли устройства с экраном более 10 дюймов (средняя величина экрана смартфона по стране – 6,5 дюйма), продажи моделей с подключением только по WiFi (более 45% в штуках) опередили девайсы с LTE, активно спрос развивается в моделях с памятью 64 Гб и более 128 Гб, что удобнее для хранения и потребления контента, указал представитель «М.видео-Эльдорадо».

В 2020 г. был всплеск продаж планшетов и устройства стали «рабочей машинкой» для тех категорий пользователей, которые раньше их не замечали, например репетиторы, которые стали заниматься в пандемию онлайн, продолжает Вильянов. У таких устройств стоят аккумуляторы, срок службы которых в среднем составляет три года, именно поэтому планшеты, купленные в 2020 г., стали деградировать и в 2023 г. пользователи начали их массово обновлять, рассуждает он.

Положительная динамика продаж планшетов в прошлом году может быть связана с появлением на рынке моделей с хорошими техническими характеристиками. Эти устройства достаточно мощные, но при этом дешевле ноутбуков, отмечает бизнес-аналитик Fplus Артур Махлаюк. Чаще всего их, вероятно, покупали детям для школы как альтернативу ноутбукам, замечает он. Об этом косвенно говорит прирост продаж в июле, августе и сентябре, т. е. в разгар сезона back to school (снова в школу), замечает эксперт.

«Ажиотажного спроса на планшеты, скорее всего, не было, и тот рост, который проявился в 2023 г., соответствует нормальному ежегодному уровню покупок на уровне 2–2,5 млн штук. Планшет не средство первой необходимости в области электроники, как смартфон, и, скорее всего, сыграл эффект низкой базы, когда в 2022 г. приобретений было мало, а в 2023 г. они выстрелили», – заключил Сурков.