«Постарались отсоединить продукт от проблематики страдания»

Тимур Бекмамбетов – о новой благотворительной интернет-платформе
Тимур Бекмамбетов – о новой благотворительной интернет-платформе /Дмитрий Коробейников / ТАСС

Режиссер Тимур Бекмамбетов представил новую мобильную платформу «Добромин» для сбора пожертвований в благотворительные фонды. Об основных проблемах ориентированных на благотворительность интернет-платформ режиссер рассказал «Ведомостям»

– Интернет-платформ, ориентированных на благотворительность, в последние годы стало много. В чем ценность еще одного проекта в этой сфере, почему вы решили запустить ваш проект именно сейчас?

– Я не изучал рынок и не пытался найти незанятую нишу, просто появилась шальная идея. Мне приятно делать кому-то добро, и я задумался: а что если сделать механизм, который позволит жертвовать легко, не загружая делающего пожертвование процедурными вопросами? Механизм нашего продукта построен на том, что сделать пожертвование – это так же просто, как почистить зубы или выпить чашечку кофе.

Мы максимально упростили процесс и сделали его тактильным: человек не должен выбирать сумму, конкретные проекты и отвечать на дополнительные вопросы, ему достаточно указать благотворительный фонд, нажать одну большую кнопку на экране своего телефона и держать столько, сколько ему захочется. Пока кнопка нажата, пользователь слушает музыку, а копеечки списываются в выбранный фонд.

Мы предлагаем людям жертвовать сердцем, а не головой. За простым действием стоит простая мифология. Совершая добрый поступок, ты получаешь от этого удовольствие, говорим мы. При этом наш организм вырабатывает гормон, который мы назвали «добромин», это букет из нескольких гормонов – дофамина, эндорфина и адреналина. Достаточно известные эндокринологи говорили мне, что хотя подтвердить существование «добромина» они не могут, но и отрицать тоже не готовы.

– И все же почему люди должны воспользоваться именно вашим приложением?

– Потому, что наш продукт позволяет человеку получить удовольствие от своего поступка здесь и сейчас. Это современный благотворительный сервис эпохи Uber и TikTok. Система абсолютно прозрачная: мы не касаемся денег жертвователей, они уходят напрямую фондам, которых у нас сегодня более 250. Мы сделали ставку на легкость: человек может жертвовать значительные суммы без драмы, трагедии, без того, чтобы по-настоящему глубоко вникать в проблемы других людей.

Мы постарались, насколько это возможно, отсоединить наш продукт от проблематики страдания и сопереживания. Для того чтобы вникать, существуют другие проекты. А «Добромин» – это о том, что делать добро легко и приятно. Партнером «Добромина» уже стало Первое музыкальное издательство, передавшее нам библиотеку музыкальных произведений. Мы рассчитываем, что в дальнейшем на нашей площадке могут состояться премьеры тех, кто будет готов пожертвовать свое творчество и свой талант благотворительным фондам. Существует вопрос возврата – дать человеку что-то взамен его пожертвования.

Это самый быстрый способ сформировать положительную нейронную связь, которая поможет ему привыкнуть и в дальнейшем вернуться к продукту. Сегодня доля возвратов у нас составляет 60%. Хотя приложение запущено два месяца назад и пока работает в тестовом режиме, у нас уже 1723 установки, а скачавшие «Добромин» заходят в него три раза в месяц. Средний размер пожертвования – 200 руб. Среди тех, кто начал регулярно жертвовать с помощью «Добромина», – 290 руб.

– Планируете ли вы расширять вашу благотворительную платформу?

– Генеральным партнером – агрегатором нашего проекта стал «фонд для фондов» «Нужна помощь». Сегодня он постоянно расширяет количество фондов, с которыми мы сотрудничаем. Наш следующий шаг – сделать более удобной фильтрацию по благотворительным проектам. Их количество растет, и нужно, чтобы наши пользователи легко в них ориентировались.

– В чем, на ваш взгляд, заключается сегодня основная проблема благотворительных интернет-платформ?

– Когда начинаешь заниматься благотворительностью, тебе рассказывают очень много страшных историй. Это первая проблема: многие отказываются от благотворительного контента потому, что для них это стресс, а современный человек живет напряженно и избегает стрессов.

Вторая проблема в том, что при выборе суммы и формы пожертвования людям задают слишком много вопросов. В ответ у человека включается голова, возникают встречные вопросы: попадут ли его деньги к действительно нуждающимся, достаточно ли их, чтобы помочь, а может, их слишком мало или это государство должно думать о подобных вещах?

Человек начинает спотыкаться и часто отказывается от пожертвования. Наша задача – ввести благотворительность в привычку, легкую и приятную. Начав с малого, человек может в какой-то момент захотеть погрузиться глубже – перейти на сайт выбранного им фонда, изучить его деятельность. Я не исключаю подвижничества, когда люди целенаправленно идут волонтерами в больницы и хосписы. Для кого-то «Добромин» может стать первым шагом в этом направлении.

Подробнее о цифровой трансформации в благотворительности на ежегодной конференции «Благотворительность в России», которая состоится 1 марта на коммуникационной площадке «Ведомостей».