Один из совладельцев «GM-АвтоВАЗа» выходит из проекта

Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР) готов расстаться с долей в СП «GM-АвтоВАЗ». Как стало известно «Ведомостям», 16,8% акций предприятия он предложил выкупить партнерам – GM и «АвтоВАЗу». Эксперты оценивают этот пакет в $70–90 млн
Д.Гришкин/ Ведомости

ЕБРР предложил партнерам по СП «GM-АвтоВАЗ» купить его пакет, рассказал «Ведомостям» источник, близкий к одному из акционеров предприятия. Это подтвердили «Ведомостям» представитель ЕБРР Ричард Уоллис и президент «АвтоВАЗа» Игорь Комаров. Представитель GM Сергей Лепнухов комментировать это не стал.

Доля ЕБРР в СП составляет 16,8%, «АвтоВАЗа» и GM – по 41,6%. Сейчас партнеры ведут переговоры о цене пакета банка, говорит Уоллис. Он напоминает, что ЕБРР участвует в проекте с самого начала. В 2001 г. банк вложил в капитал предприятия $40 млн и предоставил ему кредиты на $100 млн. СП стало первым в России предприятием с участием крупного зарубежного автоконцерна.

В 2010 г., по данным СПАРК, выручка «GM-АвтоВАЗа» увеличилась почти на 60% до 13,3 млрд руб., чистая прибыль – почти в 5 раз до 1,35 млрд руб. Вся компания может стоить $400–500 млн, а пакет ЕБРР – $70–90 млн, подсчитал аналитик «ВТБ капитала» Владимир Беспалов.

ЕБРР изначально выполнял в этом проекте роль посредника, который должен был следить за балансом интересов всех акционеров, говорит Уоллис. Банк оставался акционером СП даже во время кризиса 2008–2009 гг., когда вся отрасль переживала непростые времена, продолжает он: «Компании нужна была поддержка, и мы ее оказали». Но ЕБРР не может быть вечным акционером в своих проектах, объясняет Уоллис, банк выходит из СП, чтобы использовать средства в других своих проектах. Что это могут быть за проекты, Уоллис не говорит.

Продажа доли ЕБРР принципиально не изменит баланс между акционерами СП, считает Комаров. Каждый из партнеров после сделки будет владеть 50% акций. Продавать свою долю не будет ни GM, ни «АвтоВАЗ», уверен Комаров: СП генерирует $80–90 млн чистой прибыли, а продажи Chevrolet Niva составляют существенную часть всех продаж GM в России. К тому же это единственное предприятие GM в мире, которое во время кризиса имело прибыль, добавляет он.

В перспективе мощности СП «GM-АвтоВАЗ» будут увеличены вдвое, говорит Комаров. Половина производства, по его словам, будет приходиться на GM, вторая половина – на «АвтоВАЗ», здесь будут выпускаться новые Chevrolet Niva и Lada 4 x 4.

Прототип новой модели Chevrolet Niva, возможно, будет продемонстрирован в августе на Московском автосалоне, говорит Лепнухов. Новая Lada 4 x 4, по его словам, появится на конвейере СП к 2014 г.

Прибыли СП хватит, чтобы увеличить мощность и частично профинансировать разработку новой модели, замечает Комаров.

Одновременно «АвтоВАЗ» рассматривает возможность развития платформы 4 x 4 с Renault-Nissan – одна из моделей, возможно, в перспективе будет выпускаться под брендом альянса, говорит Комаров. Все модели будут разниться по цене, размеру, дизайну, интерьеру, добавляет он. Альянс Renault-Nissan не будет возражать против продолжения сотрудничества с GM, считает Комаров: «С точки зрения мощностей им интересно увеличить наши объемы и сделать новый продукт на базе Lada 4 x 4».

Правда, у альянса есть кроссовер Renault Duster на платформе Logan. Автомобиль выпускается на «Автофрамосе» с начала 2012 г. Это прямой конкурент Chevrolet Niva, указывает гендиректор аналитического агентства «Автостат» Сергей Целиков, обе модели стартуют примерно от 450 000 руб. Вазовская Niva 4 x 4, которая дешевле 400 000 руб., находится в более выигрышном положении, считает он, но она уже устарела.