Автомобили с автопилотами не распространяются из-за ПДД и страховщиков

Системы автопилотирования автомобилей озадачивают и регуляторов, и страховые компании
Patrick T. Fallon/ Bloomberg

Автопроизводители стремятся предложить клиентам технологии, позволяющие автоматизировать рутинные процессы вождения, что должно им легко понравиться. Но с гораздо меньшим восторгом их воспримут регуляторы и страховые компании.

К 2016 г. все больше автопроизводителей собираются предложить системы помощи при движении в пробках. Они будут контролировать ускорение, торможение и рулевое управление автомобиля, едущего в медленном потоке транспорта. Это далеко от видения компанией Google полностью самоходных автомобилей, но автопроизводители и поставщики уже давно придерживаются мнения, что большие прорывы обычно происходят медленно.

Системы автоматической парковки уже можно использовать, но они больше касаются удобства водителя, а не предотвращения столкновений. По словам представителей автомобильной отрасли, в течение пяти лет они предложат систему, которая будет сама управлять автомобилем на скорости до 40 миль в час (65 км/ч). Сторонники широкого использования автопилотных технологий утверждают, что благодаря этим технологиям число аварий по вине водителя сократится на 90%. Однако власти все еще изучают безопасность и преимущества этих технологий.

Регуляторы и страховые компании еще не готовы предпринять даже начальные шаги, которые позволят водителю убрать руки с руля. Это может снизить спрос даже на ограниченные автопилотные технологии. По словам Эдриана Ланда, президента Страхового института дорожной безопасности (IIHS), незачем покупать самоходный автомобиль, если по-прежнему необходимо самому им управлять. Поэтому он прогнозирует, что в скором времени автопилотные системы предлагать не будут. Некоторые штаты США позволяют профессиональным водителям экспериментировать с ними, но еще ни один не разрешил убирать руки с руля в течение долгого времени. А Национальное управление безопасностью движения на трассах (NHTSA) не предложило правил, позволяющих это сделать.

Volkswagen - это один из автомобильных концернов, призывающих власти ускорить работу над правилами для самоходных автомобилей. Его подразделение Audi начало использовать участок дороги общего пользования во Флориде для тестов системы помощи при движении в пробке на седане A7 с номерными знаками, на которых написано «Self1e». Она может поддерживать темп автомобильного потока, ускоряться, тормозить и придерживаться ряда без помощи водителя на скорости до 65 км/ч. Если водитель дотронется до руля или нажмет на тормоз, система выключится. Тем не менее использовать автопилотные системы такого уровня пока незаконно.

Губернатор штата Флорида Рик Скотт был одним из сторонников тест-драйва Audi A7. Но необходимо провести больше тестов, прежде чем разрешить использовать технологию обычным водителям, говорит сенатор Джефф Брэндс. Именно он помог принять закон, позволивший Audi провести тест на дорогах штата.

Больше надежд у представителей автомобильной отрасли связано с Калифорнией, одним из четырех штатов, где профессионалам разрешено тестировать самоходные автомобили на дорогах общего пользования. По словам Бернарда Сориано из автотранспортной инспекции штата, уже в этом месяце она может представить проект положения по этому вопросу. Окончательный вариант правил может быть принят к январю. Они будут касаться таких вопросов, как кто несет ответственность за управляемый автопилотом автомобиль. Также в них будут прописаны некоторые технические аспекты. Например, регистраторы на автомобиле должны сохранять информацию о событиях, произошедших за 30 секунд до аварии.

Но регуляторы не могут предусмотреть все. А страховщики говорят, что из-за недостатка данных не смогут сразу определить размер страхового покрытия.

Nissan начнет устанавливать системы помощи при парковке и другие автопилотные системы в 2016 г. А еще через два года компания намерена устанавливать системы, с помощью которых автомобили могут перестраиваться в другой ряд, чтобы избежать помех.

Daimler уже предлагает на новом седане Mercedes-Benz S-класса пакет помощи водителю за $2800. Он включает автоматическое торможение, продвинутый круиз-контроль, регулирующий скорость в зависимости от движения впереди идущего транспорта, систему помощи рулевого управления, удерживающую автомобиль в центре ряда, помощь при движении в пробках. Однако система отключается, если водитель убирает руки с руля дольше, чем на несколько секунд. Этот пакет заказали более 85% покупателей Mercedes-Benz S-класса. Стоимость их автомобилей составляет от $94 400 до $141 450. Компания планирует сделать технологию доступной и на менее дорогих моделях, включая E-класс и обновленный Mercedes-Benz C-класса 2015 г. Его продажи начнутся осенью по цене от $40 000.

Инженеры воодушевлены темпом инноваций автопилотных технологий. Как отмечает Филип Брабек, директор по управлению продуктами американского подразделения Audi, за один год необходимое электронное оборудование для модели A7 значительно уменьшилось до модуля размером с ноутбук. Это должно сделать технологию дешевле и доступнее.

Аналитик Lux Research Марианна Саенко говорит, что внешний скептицизм в отношении автопилотных технологий заслуживает внимания. Опасения вызывают риск, что радар или сенсоры не будут хорошо работать в плохую погоду, а также комплекс юридических вопросов в связи с управлением автомобилем роботом, а не человеком. Кроме того, она отмечает, что есть споры по поводу того, должны ли системы быть запрограммированы на столкновение не с крупными, а потенциально более уязвимыми маленькими автомобилями, если авария неизбежна.

Перевел Алексей Невельский