Падение продаж новых автомобилей замедлилось в октябре до 10%

Евгений Разумный/ Ведомости

Продажи легковых автомобилей и легких коммерческих автомобилей (LCV) в России в октябре снизились на 9,9% (23 116 шт.) до 211 365 шт., сообщил комитет автопроизводителей Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ).

В январе - октябре 2014 г. российский автомобильный рынок снизился на 12,7% (на 289 869 шт.) по сравнению с аналогичным периодом 2013 г. В 2014 г. было продано всего 1,99 млн автомобилей. Как уточнила ассоциация, десятку лидеров продаж среди моделей составляют машины российского производства.

«Нельзя сказать, что продажи в октябре были выдающимися, но это шаг вперед по сравнению с очень слабым результатом предыдущих месяцев", - сказал председатель комитета автопроизводителей АЕБ Йорг Шрайбер. Причиной относительного улучшения он назвал комбинацию эффекта программы утилизации, поддержавшей продажи автомобилей российского производства, и резкое ослабление курса рубля, кратковременно повысившее спрос на импортные автомобили. "Стимулирующий эффект этих двух факторов является временным, но в настоящий момент несет в себе достаточный потенциал для улучшения статистики продаж в ноябре», - считает Шрайбер.

В сентябре продажи новых легковых и легких коммерческих автомобилей в России снизились на 20,1% до 197 233 шт., а по итогам девяти месяцев рынок сократился на 13% до 1,77 млн автомобилей. В июле месячные продажи падали сильнее всего - на 26%. В августе - на 22,9%.

С сентября автопроизводители начали при поддержке Минпромторга предоставлять скидки на новые автомобили локальной сборки при сдаче старого автомобиля в утиль или трейд-ин. Минпромторг выделил в этом году на утилизацию 10 млрд руб. из расчета предоставления скидок на 170 000 машин. Министерство рассматривает возможность продления программы, в том числе увеличение финансирования в этом году, поскольку некоторые производители уже выбрали зарезервированные лимиты.

Всего в сентябре - начале ноября по программе реализовано около 100 000 автомобилей. По данным Минпромторга, около половины проданных по программе машин приходится на Lada.

Как сообщил на прошлой неделе "АвтоВАЗ", продажи Lada в октябре увеличились впервые за полтора года - на 0,8%, продано 37 788 машин. Еще в августе продажи Lada падали на 32%. Уже в сентябре продажи Lada снизились только на 9%. В конце ноября "АвтоВАЗ" приостанавливал на неделю программу из-за слишком большого количества заявок и возобновил ее, исключив из нее свой бестселлер и самый популярный автомобиль российского рынка - седан Lada Granta (в октябре продано 16 807 ед., рост на 25,8%). Производство на линии Granta/Kalina также в конце октября останавливалось на несколько дней из-за нехватки комплектующих.

Также программа явно помогла УАЗу, увеличившему продажи в октябре на 75% (до 6843 ед.), а внедорожник Patriot неожиданно оказался в октябрьском топ-20 моделей рынка - продано 3428 шт., рост на 212%. По итогам сентября УАЗ показывал снижение продаж на 18% (30 121 шт.), за 10 месяцев - уже только на 9% (36 964 шт.).

В октябре АЕБ сохранила годовой прогноз российского рынка новых легковых и легких коммерческих автомобилей на уровне 2,45 млн шт., т. е. снижения на 12% по сравнению с 2013 г.