«АвтоВАЗ» вновь сокращает персонал

«АвтоВАЗ» в новом году вновь проводит сокращения персонала. Будет уволен каждый десятый менеджер. Рабочие под сокращения не попадут
Денис Абрамов/ Ведомости

«АвтоВАЗ» уведомил 14 января о планируемом сокращении 1100 человек, рассказал «Ведомостям» председатель официального профсоюза предприятия Сергей Зайцев и подтвердил представитель компании. По закону уведомление делается за три месяца до сокращений, т. е. они начнутся в апреле. Под сокращение попадут только менеджеры - сотрудники категории РСиС (руководители, специалисты и служащие), уточняют собеседники «Ведомостей».

Сейчас на заводе работает около 52 000 человек, включая 10 000 менеджеров, говорит представитель «АвтоВАЗа». То есть численность менеджеров предполагается снизить на 11%. Впрочем, точное количество людей, которые попадут под процедуру сокращения, может быть значительно меньше, продолжает Зайцев и представитель «АвтоВАЗа»: как и в 2014 г., сотрудникам может быть предложено уйти по соглашению сторон с выплатой компенсаций в 3-5 окладов. Но этот вопрос обсуждается, приказа еще нет, уточняет Зайцев.

Основная причина новых сокращений - ситуация на рынке, замечает Зайцев. Российские продажи Lada в 2014 г. упали на 15% до 387 307 шт., рынок в целом - на 10,3%. Неделю назад «АвтоВАЗ» вышел из новогодних каникул, его подразделения работают в основном в пятидневном режиме, но с разным количеством смен, говорит Зайцев. К примеру, линия B0 (Renault Logan, Nissan Almera и проч.) - в три, Lada Kalina/Granta - в две, Lada Priora - в одну, перечисляет он.

Средняя зарплата менеджеров на «АвтоВАЗе» - примерно 30 000 руб. в месяц, говорит близкий к компании человек. Получается, уволив 1100 человек, компания сэкономит почти 400 млн руб. в год. За шесть месяцев 2014 г. при себестоимости 83,7 млрд руб. на оплату труда и социальные расходы пришлось 12,5 млрд руб., гласят данные отчета «АвтоВАЗа» по МСФО. Но эффект завод почувствует только во втором полугодии, поскольку компания выплатит людям по несколько окладов, комментирует аналитик «ВТБ капитала» Владимир Беспалов.

По словам Зайцева, профсоюз договорился с менеджментом «АвтоВАЗа», что новых сокращений в 2015 г. уже не будет. Причем сокращения не будут касаться рабочих, добавляет Зайцев. «На «АвтоВАЗе» принято принципиальное решение - не сокращать рабочих», - подтверждает представитель. Это логично - компания наращивает выпуск автомобилей по заказам альянса Renault-Nissan, комментирует Беспалов. В прошлом году контрактное производство на «АвтоВАЗе» выросло в 6,5 раза до 133 900 машин. В случае же драматического снижения спроса компания сможет перейти на четырехдневную рабочую неделю, говорил в недавнем интервью «Коммерсанту» президент «АвтоВАЗа» Бу Андерссон.

«АвтоВАЗ», как и в 2014 г., стал первым автоконцерном, объявившим о сокращении персонала в России. За год численность работников завода снизилась примерно на 20%, непосредственно менеджеров - на треть. В прошлом году примеру «АвтоВАЗа» последовали Ford Sollers и General Motors. Сейчас падение рынка усиливается, в том числе из-за роста цен на автомобили (вследствие девальвации рубля), удорожания потребкредитов после резкого повышения учетной ставки ЦБ - это создает предпосылки для новых сокращений, замечает сотрудник одного из российских автозаводов. По оценке АЕБ, продажи автомобилей в 2015 г. могут снизиться на 24%. Но автоконцерны заняли выжидательную позицию. Сокращений пока не планируется, говорят представители Ford Sollers, «Соллерса», Nissan и Volkswagen. Renault пока приостановила прием сотрудников. На новых автозаводах возможностей для оптимизации затрат меньше, чем у предприятий, построенных еще в советские годы, особенно это касается персонала, замечает Беспалов.