«Камаз» и Hawtai хотят вместе выпускать и продавать машины в России и Китае

Стороны планируют создать совместное предприятие. Но контроль будет у китайцев, считают эксперты
«Камаз» в Китай машины не экспортирует. Но в этом году Когогин сообщил, что компания ищет варианты выхода на этот рынок/ Д. Абрамов/ Ведомости

Гендиректор «Камаза» Сергей Когогин и председатель совета директоров китайской Hawtai Motor Чжанг Сю Ген подписали рамочное соглашение о создании совместного предприятия для выпуска и продаж автомобилей в России и Китае, сообщил российский автозавод. «Камаз» внесет в СП часть производственных мощностей в России, технологии производства грузовиков, а Hawtai Motor – технологии и конструкторские разработки в сфере выпуска легковых автомобилей, говорится в сообщении. Распределение долей представитель «Камаза» не раскрыл, инвестиции также не сообщаются.

«В кооперации с Hawtai Motor мы получаем возможность выхода на перспективный рынок тяжелых грузовиков Китая. Наша цель – достичь здесь продаж 50 000 автомобилей в год», – сказал Когогин.

«Используя преимущества «Камаза» в грузовом секторе и наши технологии в легковом автомобилестроении, Hawtai будет расширять свой бизнес в пассажирском секторе в России», – говорит Чжанг Сю Ген.

На первом этапе грузовики под брендом «Камаз» будут выпускать на мощностях Hawtai Motor (10 000–20 000 шт. в год), затем на заводе, который планируется построить в городе Тяньцзинь, мощностью 50 000 шт. в год, рассказал источник «Ведомостей», близкий к одному из партнеров. В 2014 г. «Камаз» всего произвел около 39 000 грузовиков.

«Камаз» в Китай машины не экспортирует. Но в этом году Когогин сообщил, что компания ищет варианты выхода на этот рынок.

Чтобы работать в Китае, «Камазу» нужно выполнить стандартные требования и создать там СП, контроль в котором получит китайская компания, говорит топ-менеджер одного из российских автозаводов. При этом важно, чтобы цена автомобилей была низкой, продолжает он. Партнеры этого не добьются, если будут собирать машины из российских машинокомплектов, потребуется локализация, говорит собеседник. Такие планы есть, подтвердил источник «Ведомостей». На начальном этапе локализация камазовской техники в Китае составит до 40%, затем увеличится.

Китайский автомобильный рынок огромный и «Камаз» в течение нескольких лет может выйти на продажи 50 000 грузовиков, уверен сотрудник одного из автозаводов. Так же считает и исполнительный директор «Автостата» Сергей Удалов. По данным OICA, в 2014 г. продажи коммерческих автомобилей в Китае сократились на 6,4% до 3,79 млн шт. В России было продано 258 789 шт.

По словам источника «Ведомостей», на площадях «Камаза» в Набережных Челнах будет организован выпуск четырех моделей Hawtai (седаны и кроссоверы), в течение 3–5 лет их локализация достигнет 60%. Такой уровень предусмотрен и соглашением о промсборке, в котором участвует «Камаз». «Пока официального обращения по внесению изменений в соглашение о промсборке, в котором участвует «Камаз», не было», – сказал представитель Минэкономразвития.

С августа 2014 г. автомобили Hawtai по контрактной схеме выпускает завод «Дервейс» (кроссовер Boliger). В этом году собрана 31 шт., по данным «АСМ-холдинга». Контракт еще не разорван, говорит человек, близкий к «Дервейсу». Осенью 2014 г. стало известно, что Hawtai Motor хочет построить в России автозавод мощностью 100 000 шт. в год и стоимостью $1,1 млрд.

На начальном этапе у партнеров и в России, и в Китае будет крупноузловая сборка с инвестициями в несколько миллионов долларов – потребуется время, чтобы освоиться на рынках, считает аналитик «ВТБ капитала» Владимир Беспалов. Для организации завода полного цикла нужно будет инвестировать несколько сотен миллионов долларов, добавляет он.