Автомобильный рынок Петербурга в 2015 году упал на 35%

В текущем году он может сократиться еще на 20–25%
Девальвация рубля немного подстегнула продажи/ М. Сергеев/ Ведомости

В 2015 г. в Петербурге было продано 124 260 новых легковых и легких коммерческих автомобилей, что на 35% меньше, чем годом ранее, подсчитали в агентстве «Auto-Dealer – СПб». В декабре петербургские дилеры продали 11 666 машин, что на 10% больше, чем в ноябре, но на 44% меньше, чем в декабре 2014 г. По данным АЕБ, автомобильный рынок России в прошлом году упал на 35,7% до 1,6 млн авто. По данным «Auto-Dealer – СПб», в 2014 г. петербургский рынок сократился на 6% по сравнению с 2013 г.

Лидером продаж в Петербурге стала Kia, опередив Renault (см. таблицу). На третьем месте – Hyundai. У Kia была очень агрессивная маркетинговая политика в 2015 г., к тому же у Renault в первой половине года продавалась старая версия бестселлера Duster, что сказывалось на продажах марки, говорит Михаил Чаплыгин, генеральный директор «Auto-Dealer – СПб». По его словам, на фоне серьезного падения рынка рост продаж могли показать только отдельные премиум-бренды или наиболее дешевые марки.

Успех Kia объясняется тем, что ее цена росла не так быстро, как у остальных брендов, говорит директор «Автомир – Санкт-Петербург» (дилер Kia и Suzuki) Сергей Лысов. В «Автомир – Санкт-Петербург» продажи Kia в 2015 г. остались на уровне прошлого года, Suzuki – упали на 50%, добавляет он.

Директор по развитию и продажам «Аксель групп» (Volkswagen, BMW) Игорь Седов подтверждает, что в 2015 г. хорошо продавались те машины, которые дорожали незначительно: «Цена на BMW за первые три квартала 2015 г. выросла всего на 5%, все это время мы чувствовали высокий спрос на эту марку». Объемы продаж в «Аксель групп» в Петербурге за год сократились на 38%, говорит Седов. «В начале года автомобили успешно продавались из-за девальвации рубля в декабре 2014 г., когда курс слегка вырос в середине года – спрос упал», – объясняет он. Ослабление курса рубля в декабре 2015 г. позволило «Аксель групп» в январе этого года продать в Петербурге порядка 250 машин – это хороший результат, но он на 20–25% ниже, чем в прошлом январе, уточняет Седов.

В 2015 г. дилерские центры «Рольф» в Петербурге реализовали 17 662 новых автомобиля, что на 28,8% меньше, чем в 2014 г., говорит Дмитрий Паршиков, директор дилерского центра «Рольф Витебский». По его словам, лучшая динамика – у Hyundai (+26% к 2014 г.), неплохие показатели в массовом сегменте показывают Renault, в премиум-сегменте – Jaguar Land Rover. В январе количество переданных клиентам автомобилей в «Рольфе» на 10% больше, чем в январе 2015 г., а число новых контрактов на продажу увеличилось почти вдвое, добавляет Паршиков. Он объясняет это девальвацией рубля, которая вновь подтолкнула покупателей в автосалоны.

При положительном сценарии рынок по итогам 2016 г. окажется на уровне 2015 г., при негативном – упадет на 20%, считает Лысов. Продажи конкретных марок, по его словам, будут зависеть от того, как производитель сформирует модельный ряд и какие модели выведет на первый план. «Возможно, производители будут удешевлять комплектацию автомобилей, чтобы сохранить цены», – полагает он.

По мнению Чаплыгина, на продажи машин в этом году будут влиять те же факторы, что и в прошлом: слабый рубль, нефтяные котировки, государственные программы стимулирования авторынка. Лидеры продаж не изменятся – это будут корейские бренды, а также Renault и Lada, которая делает ставку на рост доли в крупных городах за счет новых моделей Vesta и Xray. 2016 год станет пиком кризиса, продажи автомобилей упадут еще на 25–30%, прогнозирует Седов. Пока люди не почувствуют уверенность в том, что экономика растет, падение продаж продолжится, считает он.