Продажи автомобилей в России стагнируют

По данным АЕБ, продажи в первом квартале 2019 года оказались на уровне прошлого года
Lada – один из самых продаваемых автомобилей в России/ Андрей Гордеев / Ведомости

Ассоциация европейского бизнеса (АЕБ) опубликовала данные о продажах новых легковых и легких коммерческих автомобилей в России за I квартал 2019 г.: они сократились на 0,3% до 391 650 шт. При этом в марте продажи увеличились на 1,8% год к году, тогда как в феврале упали на 3,6%. «Небольшой плюс в мартовских продажах, следующий за схожим минусом в феврале, предполагает, что рынок еще выбирает направление движения в этом году», – рассуждает председатель комитета автопроизводителей АЕБ Йорг Шрайбер.

По его словам, продажи в I квартале оказались почти на уровне прошлого года, правда, достигнуты они «значительно большим усилием участников рынка – покупательский спрос пока отстает от темпа, заданного год назад». Ранее Шрайбер не исключал падения продаж из-за увеличения НДС в России до 20% с начала 2019 г. и возможного ужесточения санкций США.

Мартовский рост стал возможен благодаря госсубсидиям на покупку бюджетных автомобилей, отметил Шрайбер. На программы «Первый автомобиль» и «Семейный автомобиль» с 1 марта выделено 3 млрд руб., что втрое меньше прежних размеров поддержки, а порог стоимости машин, которые могут участвовать в программе, установлен в пределах 1 млн руб., произведены они должны быть в России, напоминает президент ассоциации «Российские автомобильные дилеры» Олег Мосеев. «В структуре наших брендов эффект от ее [программы] действия невелик», – подтверждает директор по развитию компании «Рольф» Владимир Мирошников. К тому же бюджет программы может быть исчерпан в течение ближайшего месяца, предупреждает он, тем, кто собирается приобрести недорогой новый автомобиль, лучше поторопиться с покупкой.

Производители тоже спешат навстречу дилерам. С начала апреля у Volkswagen, по словам его представителя, специальные предложения на свои автомобили: пониженные кредитные ставки на модели Tiguan, Teramont и Touareg, пониженный тариф каско. Программа «В кругу Nissan», стартовавшая в середине февраля, предлагает двухгодичную рассрочку с незначительным процентом – 0,1% – на покупку нескольких моделей автомобилей и 30%-ную скидку на техобслуживание при оплате нескольких ТО. Российское представительство Volvo предлагает 3,5%-ный кредит на ряд моделей бренда при условии внесения половины стоимости автомобиля.

Мосеев прогнозирует падение рынка и по итогам первого полугодия, допуская рост во втором: «Сработает фактор отложенного спроса, купившим автомобили в 2012–2014 гг. пришло время их заменить, люди привыкнут к новым ценам, связанным с увеличившейся налоговой ставкой», – перечисляет он. В ближайшие месяцы на российском автомобильном рынке возможны колебания, динамика может варьироваться от -10% до +5%, сообщил представитель автодилера «Авилон». В конечном счете все будет зависеть от того, какие меры субсидирования спроса будет готово предложить правительство, а также автопроизводители, согласен Мирошников: в прошлом году многие производители предлагали значительные скидки по trade-in и спецпредложения по автокредитам, в этом – многие программы сокращены или закрыты, а цены выросли.

В целом покупательский спрос по рынку ниже прошлого года, а текущие показатели обеспечены искусственным подогревом интереса – господдержка, скидки и акции импортеров и дилеров по смене модельного года, резюмирует руководитель направления по работе с ключевыми клиентами ГК «Автоспеццентр» Александр Захаров. Рост по итогам 2019 г. возможен лишь на 3–5%, заключает он. По итогам 2019 г. АЕБ прогнозирует рост рынка на 3,6% до 1,87 млн шт., хотя предыдущие два года продажи новых автомобилей росли двузначными темпами.