Правительство готово утроить субсидии на перевозку автомобилей Mazda

В следующем году компания может получить 1,5 млрд рублей, в этом году субсидии составят лишь 500 млн рублей
В проекте бюджета на 2021–2022 гг. субсидирование перевозок автомобилей, выпущенных на Дальнем Востоке, не предусмотрено/ Юрий Смитюк / ТАСС

Правительство может продлить на 2020 г. выплату субсидий для компенсации части расходов на перевозку железной дорогой автомобилей, произведенных на Дальнем Востоке, в другие регионы. Это следует из проекта федерального бюджета на 2020–2022 гг. Причем выплаты могут увеличиться: если в 2019 г. на эти цели в бюджете выделено 500 млн руб., то в 2020 г. сумма может вырасти до 1,5 млрд руб.

На Дальнем Востоке расположено СП Mazda и «Соллерса» Вадима Швецова – «Мазда Соллерс мануфэкчуринг рус». Предприятие собирает три модели (Mazda6, Mazda CX-5 и Mazda CX-9), а также двигатели этой же марки для экспорта в Японию. Других серийных производств машин на Дальнем Востоке нет.

Ежегодно «Мазда Соллерс мануфэкчуринг рус» выпускает около 30 000 машин. Из них примерно 20% продаются в Дальневосточном федеральном округе, а 80% везутся железной дорогой в другие регионы, говорит представитель «Соллерса». Примерно такая же ситуация ожидается и в 2020 г., добавляет он.

В апреле 2019 г. «Коммерсантъ» со ссылкой на источники сообщил, что вице-премьер Дмитрий Козак решил прекратить выплату субсидий для перевозки автомобилей с Дальнего Востока. Это объяснялось желанием унифицировать господдержку отрасли. В 2020 г. вводится единая лизинговая субсидия. Особых субсидий, тем более под одну компанию, быть не должно, пояснял один из собеседников издания: «Все, что нельзя объединить и унифицировать, отменяется». Но в мае министр финансов Антон Силуанов во время поездки на Дальний Восток пообещал продлить субсидии.

Представитель Козака на вопросы «Ведомостей» не ответил. Его коллега из Минфина посоветовал обратиться в Минпромторг. Представитель Минпромторга на вопросы не ответил.

Логистические субсидии учтены в финансовой модели «Мазда Соллерс мануфэкчуринг рус» на время реализации инвестконтракта, заключенного еще в 2016 г., говорит представитель «Соллерса». Оговаривалось сокращение субсидий вдвое (в 2016 г. они составляли 3,2 млрд руб.), а затем сохранение на достигнутом уровне. Без логистических субсидий продажи автомобилей Mazda с Дальнего Востока будут убыточными, тем более в условиях сокращающегося российского автомобильного рынка, подчеркивает представитель «Соллерса».

За восемь месяцев 2019 г. продажи Mazda в России снизились на 4% до 18 841 автомобиля, гласят данные Ассоциации европейского бизнеса. Весь рынок легковых и легких коммерческих автомобилей сократился на 2,3% до 1,1 млн шт.

В проекте бюджета на 2021–2022 гг. субсидирование перевозок автомобилей, выпущенных на Дальнем Востоке, не предусмотрено. Представитель «Соллерса» рассчитывает, что деньги все же найдутся. Кроме того, по его словам, компания попросила правительство довести логистические субсидии до 1,5 млрд руб. и в 2019 г. Изначально предполагалось, что у бюджета в 2019 г. будет меньше доходов, поэтому в нем было заложено только 500 млн руб. на дальневосточные логистические субсидии, но сейчас ситуация улучшилась, замечает представитель «Соллерса».

СП с Mazda создавалось в том числе для конкуренции с подержанными иномарками, но было понятно, что все 100% машин продать на Дальнем Востоке не получится, вспоминает аналитик «ВТБ капитала» Владимир Беспалов. Поэтому и была придумана логистическая субсидия, делающая проект экономически привлекательным. Продолжение поддержки позволит сохранить завод в этом стратегически важном для правительства регионе, резюмирует эксперт.