Автомобили летом подорожают на 5–10% из-за ослабления рубля

С начала года новые легковые машины уже выросли в цене на 13%
Андрей Гордеев / Ведомости

Новые легковые автомобили подорожают летом – осенью 2023 г. в среднем на 5–10% из-за продолжающегося с июня укрепления курсов основных валют, используемых для закупок компонентов и готовых автомобилей. Об этом рассказали опрошенные «Ведомостями» автодилеры, производители и эксперты. В первую очередь это может сказаться не на рекомендованной производителем розничной цене (РРЦ), а на сокращении скидок и отмене акций, которые набрали обороты в первом полугодии.

За июнь, как следует из данных Мосбиржи, рубль ослаб к доллару на 10,5% (или на 8,54 руб.), к евро – на 13% (на 11,3 руб.), к юаню – на 8,4% (на 95 коп.). 6 июля доллар превысил отметку 93 руб., евро – 102 руб. (впервые с 28 марта 2022 г.), юань торговался около отметки в 13 руб.

По словам гендиректора «Автодома» Андрея Ольховского, сейчас почти все китайские компании занимаются расчетами для обновления цен на машины. «Я думаю, что рост курса доллара/евро/юаня будет заложен в цены в течение двух месяцев. Китайские компании более жестко подходят к этому вопросу, чем европейские. По моим ощущениям, рост цен будет находиться в диапазоне 8–12%», – говорит топ-менеджер. Первая реакция рынка будет негативной, но практика последних двух лет показала, что за 1–2 месяца происходит адаптация к новым ценам и новой реальности, добавил он.

Динамика роста цен по официальным поставкам сохранялась в первом полугодии на уровне 2–3% в месяц, вспоминает заместитель гендиректора по продажам новых автомобилей «Авилона» Ренат Тюктеев. Он ожидает, что до конца года стоимость новых машин вырастет еще сильнее. При условии, что основной «вкладчик в цену» – юань – останется стабильным, рост не будет резким и составит около 2% в месяц, отмечает собеседник. Но если движение рубля вниз не остановится, то, по прогнозам Тюктеева, цены будут пересмотрены вверх на 3–5% уже в июле. Пока же, по его словам, импортеры занимают выжидательную позицию.

Курсовые колебания повлекут за собой повышение цен, но обычно производители не делают это резко, отмечает директор «Рольф Дмитровка и Якиманка» Александр Истомин. Если текущие значения зафиксируются, то повышения цен не избежать, но предсказать, насколько это повредит продажам, сложно, констатирует он. «За последние три года мы наблюдаем спрос, который превышает предложение, и до сих пор повышение цен не влияло на продажи», – поясняет собеседник.

Рост цен есть и продолжится, соглашается вице-президент ассоциации «Российские автодилеры» Вячеслав Жигалов. Но он не будет, по его мнению, скачкообразным. Жигалов, в частности, обращает внимание на усиление конкуренции между китайскими брендами на российском рынке. Из-за этого производители вводят различные скидки, которые суммарно достигают 20% от цены автомобиля, поясняет он. «Сначала будут сокращаться эти акционные предложения. Дальше нужно смотреть, как рубль будет себя вести. Если к концу года он не укрепится и объем предложения на рынке не вырастет, то можно ожидать увеличения конечных цен как раз на эти 20% без фактической индексации РРЦ», – полагает он.

Курсовые колебания закладываются в размеры выгод по маркетинговым программам, подтверждает представитель Chery. Последняя корректировка была 1 июля, отмечает он. Тогда размер максимальной выгоды остался на уровне до 840 000 руб. на автомобиль 2022 года выпуска, а на машину 2023 г. был снижен с 790 000 до 730 000 руб., сказал собеседник.

Средневзвешенная (с учетом доли рынка) стоимость нового легкового автомобиля в России по итогам первого полугодия составила 2,68 млн руб. – почти на 13% больше, чем в начале 2023 г., следует из данных «Автостата». За первое полугодие 2023 г. продажи новых легковых автомобилей выросли год к году на 14% до 401 566 шт., следует из данных «Автостата» и системы электронных ПТС.

Валютные колебания вряд ли отразятся на стоимости машин по итогам июня и первого полугодия, полагает исполнительный директор «Автостата» Сергей Удалов. По его словам, изменения в ценниках потребители увидят в июле и в первую очередь это отразится на машинах, ввезенных по параллельному импорту (ввоз без разрешения правообладателя. – «Ведомости»). Они подорожают, по прогнозам эксперта, примерно на 10%.

В январе – мае 2023 г. в Россию было завезено 171 500 новых легковых автомобилей и 178 500 – с пробегом, следует из данных «Автостата» и системы электронных ПТС. Это соответственно в 2,7 и 3 раза больше, чем в том же периоде 2022 г. Причем в мае 2023 г. из 51 193 импортированных новых машин 75% было из КНР, а из 37 407 подержанных 51% – японских. Доля параллельного импорта в мае 2023 г. составила 16% от всех проданных легковых машин, тогда как годом ранее – 10%.

Официальные импортеры отразят курсовые разницы в августе или сентябре и, скорее всего, в меньшем объеме, чтобы не потерять клиента, считает Удалов. По его оценкам, официально ввозимые машины из КНР станут дороже для конечного покупателя на 5–7%. В последнюю очередь рост доллара и евро отразится на отечественной Lada, добавляет он.

«АвтоВАЗ» в этом году уже дважды повышал цены – с марта и с мая. Последняя прибавка была в размере 2–3% от РРЦ, или 14 000–39 000 руб. в абсолютном выражении. Представитель компании сказал «Ведомостям», что новой индексации «в планах сейчас нет».

Независимый консультант по автопрому Сергей Бургазлиев полагает, что рост цен на автомобили будет «ближе к 10%», поскольку снижение рубля к основным иностранным валютам еще не закончилось. Реализован этот рост будет в первую очередь за счет отказа от различных маркетинговых акций производителей, соглашается эксперт.

«Ведомости» направили вопросы в Минпромторг.