Стартап «Кама» запустил сервис долгосрочной аренды электрокаров

Подписаться пока можно на автомобили Volkswagen, Zeekr и «Москвич»
Максим Стулов / Ведомости

Стартап «Кама», занимающийся разработкой отечественного электромобиля «Атом», также занялся сдачей уже имеющихся на рынке электрокаров в аренду по подписке, выяснили «Ведомости». Сайт сервиса Atomobility отображается среди доменных имен, принадлежащих «Каме», в системе «СПАРК-Интерфакс». Кроме того, в пользовательском соглашении этого сайта указано, что его владельцем является АО «Кама». 

Подтверждает принадлежность сервиса по подписке к разработчику «Атома» и представитель Atomobility, куда корреспондент «Ведомостей» обратился как потенциальный клиент. Собеседник сказал, что сервис был запущен в 2022 г., но ранее электромобили привозили «в штучных экземплярах». Сейчас, по его словам, свободных машин нет, но к середине ноября ожидаются поставки кроссоверов Volkswagen ID.4 и ID.6 – в общей сложности шесть штук, чуть позднее должен появиться китайский Zeekr 001. 

Помимо этого в парке компании есть также Zeekr X и «Москвич 3e», следует из каталога на сайте сервиса. Оттуда же следует, что месячная аренда Volkswagen ID.4 обойдется в 180 000 руб., ID.6 – в 200 000 руб. Цены на остальные машины не указаны. Автомобиль можно взять в аренду минимум на полгода, пояснил представитель Atomobility. Подписку можно оформить по правам и паспорту. 

Автомобиль по подписке – это более длительная, чем каршеринг, аренда транспортного средства, при этом все заботы о машине берет на себя арендодатель. До спецоперации на Украине на российском рынке такие услуги в основном предоставляли компании, принадлежащие самим автопроизводителям: Hyundai Mobility, Volvo Car Drive, Kia Mobility, Skoda Smart Drive, Audi Drive. Сейчас практически все кэптивные компании автопроизводителей свернули свои операции в России, а подобный сервис работает у «Сбера» и «Яндекса», а также у стартапа The Mashina. 

В Telegram-канале «Атома» есть запись от 24 октября, что компания тестирует свой сервис подписки на электромобили с гиперссылкой на сайт Atomobility. «Так мы планируем еще больше популяризировать электротранспорт, а также предоставляем нашим будущим покупателям возможность опробовать такую систему владения электромобилем», – объясняет компания. «Ведомости» направили вопросы в АО «Кама». 

Стартап «Кама» был основан летом 2021 г. гендиректором «Камаза» Сергеем Когогиным и бизнесменом Рубеном Варданяном (с конца сентября 2023 г. находится под арестом в Азербайджане). Они же стали первыми инвесторами, вложив в него по 360 млн руб. Гендиректором «Камы» стал бывший менеджер блока развития перспективных проектов «Камаза» Игорь Поваразднюк. В команду компании в должности исполнительного директора также вошел бывший вице-президент по инжинирингу «АвтоВАЗа» Харальд Грюбель. 

Основной проект стартапа – разработка отечественного компактного (до 4 м в длину) электрокара на модульной платформе, что позволит использовать его как для личных, так и коммерческих (такси, каршеринг, доставка) нужд. Предполагается, что массовое производство электромобиля под названием «Атом» начнется в 2025 г. на мощностях московского автозавода «Москвич» (бывший Renault Россия), который теперь наполовину принадлежит «Камазу».

В 2022 г. в стартап вложилась структура «Росатома» – отраслевой интегратор в области систем накопления энергии «Рэнера». По данным отчетности компании за прошлый год, она приобрела акции АО «Кама» на 6,2 млрд руб. Размер купленного пакета не раскрывался, но источник «Ведомостей», близкий к компании, говорил, что «Росатом» получил меньше блокпакета. Интерес госкорпорации к стартапу на рынке связывают с возможностью будущей кооперации. «Рэнера» строит в Калининградской области гигафабрику, где с 2026 г. будут выпускать аккумуляторные батареи для электротранспорта. 

В конце июля этого года «Кама» объявила старт приема предзаказов на «Атом». Его мог оформить любой желающий за 7000 руб. За эти деньги потенциальный покупатель получает цифровой ключ, который позволит выкупить электрокар «одним из первых», сообщала компания. К октябрю 2023 г. компания уже собрала 36 000 предзаказов. 

При этом компания продолжает искать деньги на свой основной проект – производство электромобиля «Атом». В частности, стартап вел переговоры о возможности акционерного финансирования с несколькими банками из топ-5, говорит источник «Ведомостей», знакомый с делами компании. Этот проект задумывался изначально как инвестиционный – до начала спецоперации предполагалось участие в нем в том числе арабских инвесторов, отмечает другой собеседник в крупном отечественном автопроизводителе. Потребность в финансировании у «Камы» сейчас большая, поэтому то, что компания ищет дополнительные средства, – неудивительно, резюмирует он.

Продажи электромобилей в России растут опережающими темпами – быстрее, чем восстанавливается рынок новых авто в России после шока 2022 г. По данным «Автостата», в январе – сентябре 2023 г. было продано 8752 электрокара – в пять раз больше, чем за тот же период прошлого года. Динамика сентября еще более позитивная: рост в восемь раз год к году до 1757 машин. В лидерах продаж – китайский Zeekr 001, немецкий Volkswagen ID.4 и отечественный Evolute I-Pro.

Судить о вероятности успеха сервиса подписки от «Камы» в новых реалиях сложно, говорит гендиректор The Mashina Григорий Дудаш. Среди возможных препятствий он называет удорожание заемных средств для приобретения машин из-за высокой ключевой ставки ЦБ, сложности с обслуживанием европейских машин и проблемы с каско для электрокаров. Риски такого бизнеса не готовы на себя брать страховые компании, а любой простой для сервиса подписки на автомобили – это прямой убыток, отмечает он. 

Позитивные факторы, которые буду работать на развитие такого бизнеса, по словам собеседника, – это бесплатная парковка для электрокаров и то, что модель подписки на машины только набирает популярность в обществе. «Возможно, они ("Кама") хотят потренироваться на скромных объемах и как следует набить шишек», – рассуждает Дудаш. 

Отчасти это тестирование потенциального канала сбыта для будущих электрокаров компании, соглашается автоэксперт Владимир Беспалов. По его словам, на маленьких количествах машин в подписке этот проект вряд ли потребует много денег. В перспективе, если он «выстрелит», его можно будет адаптировать под основной продукт «Камы» «Атом», полагает эксперт.