Минпромторг пересмотрел подходы к локализации в автопроме

Теперь больше баллов дадут за выпуск элементной базы для сложных компонентов
Максим Стулов / Ведомости

Минпромторг России в рамках подготовки изменений оценки локализации в автопроме отказался от изначальной идеи перераспределить часть баллов с традиционных операций – штамповки, сварки, окраски и сборки – в пользу новых компонентов. Это следует из проекта изменений от 2 ноября в постановление № 719 от 2015 г., которым регулируются правила локализации промпродукции, выпущенной в России. Документ опубликован на портале проектов нормативных актов.

Балльная оценка локализации в автопроме была введена в 2019 г. Она не только является индикатором «российскости» выпускаемых в нашей стране машин, но и позволяет компаниям, подписавшим специнвестконтракт (СПИК), претендовать на участие в госзакупках транспортных средств и программах поддержки спроса на автотехнику. Пропорционально набранному количеству баллов автоконцерн получает и промышленные субсидии, которые в отрасли считают неофициальной компенсацией утилизационного сбора (разовый платеж за каждую выпущенную в России или импортированную единицу техники).

Максимальное количество баллов, которое может набрать автопроизводитель из числа подписавших СПИК первой версии, составляет 7000. Такие контракты почти у всех работающих сейчас в России заводов. В рамках текущей шкалы сварка кузова, его окраска, штамповка кузовных деталей из российского металла, включая его раскройку, стоят максимум 1500 баллов. Из них около 1000 баллов Минпромторг весной 2023 г. предлагал перераспределить в пользу выпуска новых компонентов, что вызвало резкую критику участников отрасли («Ведомости» писали об этом 28 мая).

Первым делом – элементы

Теперь, согласно проекту изменений постановления № 719, министерство хочет полностью или частично убрать баллы, начисляемые за обработку, сборку, проведение испытаний и установку сложных автомобильных систем и перераспределить их в пользу локализации производства элементной базы для них. Например, в документе предлагается снизить баллы за сборку и обработку деталей тягового электродвигателя с 300 до 140, но начислять 150 баллов за использование не менее 80% постоянных магнитов российского производства в таком двигателе.

7000

составляет максимальное количество баллов, которое может набрать автопроизводитель из числа подписавших СПИК первой версии

Сокращение баллов за традиционные операции никогда не являлось приоритетной целью пакета поправок в постановление № 719, подчеркивает представитель Минпромторга. Перечень технологических операций, за применение которых при производстве транспортных средств начисляются баллы, будет дополнен требованиями к компонентам, субкомпонентам и материалам, которые были обозначены автопроизводителями в качестве критически важных для бесперебойного производства автомобилей в России, поясняет собеседник. Он подтверждает, что акцент в балльной системе в проекте смещен со сборочных операций в пользу освоения производства компонентной базы и материалов.

Проектом также предлагается существенно увеличить количество возможных операций и баллов за них по ряду крупных автомобильных систем. Более 400 дополнительных баллов автопроизводитель сможет заработать на локализации элементов бесступенчатой трансмиссии (вариатор). Еще более 500 баллов – за локализацию элементов силовой электроники электромобилей, включая использование российских датчиков и микросхем. 315 и 385 баллов добавят за системы рулевого управления и тормоза соответственно.

5135 баллов

составила на июль 2023 г. локализация самой продаваемой легковой машины в России – Lada Granta

Компоненты рулевого управления и тормозной системы важны для технологического суверенитета отрасли и являются универсальными для автомобилей с разными типами двигателей, объясняет представитель Минпромторга. Ранее, по его словам, это было либо низколокализованное производство глобальных поставщиков, либо чистый импорт. За счет увеличения требований по данной номенклатуре произошло увеличение балльной оценки и по сопутствующим компонентам, отмечает собеседник.

Изменилась и методика подсчета локализации ряда электронных компонентов. Например, в текущей версии постановления баллы за электронный блок управления двигателем (ЭБУ) начисляются за конкретные манипуляции или использование российских субкомпонентов: поверхностный монтаж чипов на печатную плату оценивается в 75 баллов, столько же стоит использование российских печатных плат. Теперь предлагается фиксировать достижения в локализации ЭБУ по годам до 2028 г. в соответствии с перечнем требований того, что должно быть сделано за каждый год. Итоговая максимальная сумма баллов за этот и другие подобные узлы не поменялась.

НИОКР для крупных

Подготовленные изменения предполагают, что с 2024 г. разработчики автоэлектроники должны будут владеть всеми необходимыми правами на техническую и конструкторскую документацию, а также на ПО, проводить НИОКР и все технологические операции в России, а с 2026 г. в производстве должны быть использованы российские электронные компоненты, уточнил представитель Минпромторга.

Сам механизм начисления баллов за НИОКР также претерпел изменения. Сейчас предприятия получают по 400 баллов за каждый 1% от общей выручки, потраченный на НИОКР. Проектом Минпромторга предлагается оставить это правило в действии лишь для тех концернов, годовая выручка которых составляет более 10 млрд руб. в год. Компании с оборотом от 1 млрд до 10 млрд руб. будут получать по 300 баллов за 1% от выручки, потраченный на НИОКР. При выручке менее 1 млрд руб. – по 200 баллов.

Такие изменения позволят сместить акцент на реальные результаты НИОКР, трансформацию исследований в фактическую локализацию, поясняет представитель ведомства.

Учет НИОКР уже сильно повысил баллы локализации российскому автопрому. Например, показатель Lada Granta на 20 июля 2023 г. (последнее из доступных заключений Минпромторга) составил 5135 баллов. Еще в начале сентября 2022 г. Granta набирала 3741 балл. 919 из 1394 новых баллов этой модели принесли НИОКР, следует из заключения Минпромторга. На конец 2021 г. Niva Legend набирала 3870 баллов, а на 16 августа 2023 г. уже 5216, у Niva Travel за это время показатель вырос на 1040 баллов до 5196, следует из заключений Минпромторга. В обоих случаях по 775 баллов принесли именно НИОКР («Ведомости» подробно писали об этом 3 октября).

Окупить уже вложенное

Новая версия постановления № 719 является очень сбалансированной, говорит представитель группы ГАЗ. «С одной стороны, Минпромторг учел объективные факторы в компонентной отрасли, которые не позволяют автопроизводителям сейчас быстро нарастить баллы за производимую продукцию. С другой – министерство стимулирует серьезное углубление локализации за счет расширения меню субкомпонентами 2–3-го уровней, которые пока в России не производятся», – отмечает собеседник.

Он считает очень важным решение ведомства сохранить автопроизводителям баллы за традиционные техоперации, поскольку вложенные в них инвестиции еще не окупились. Производители продолжают выплачивать по ним кредиты, еще и с выросшими в 2 раза из-за увеличения ключевой ставки процентами, подчеркивает собеседник. Снижение баллов за сборку ряда компонентов компенсируется сохранением их уровня для госзакупок на следующий год на уровне этого года, добавляет он. Представители остальных крупных российских автоконцернов на вопросы «Ведомостей» не ответили.

Максим Соколов,
гендиректор АвтоВАЗа

Каждый автомобиль состоит как минимум из 3000–3500 различных деталей и компонентов. Я даже не говорю о мелочевке в виде различных метизов, хомутиков и т. д. 29 сентября, интервью «РИА Новости»

Следует разделять экономику производства в конкретный момент и долгосрочные цели по локализации, зафиксированные в СПИКах, отмечает автоэксперт Владимир Беспалов. По его словам, экономика может пострадать в случае принятия изменений в таком виде. «В моменте локализация часто нецелесообразна, но государство должно регулировать отрасль так, чтобы входящие в нее предприятия смогли стать самостоятельными игроками на мировом рынке и снизили зависимость от импорта», – поясняет эксперт.

При выборе компонентов и систем автомобилей для приоритетной локализации следует сопоставлять несколько параметров, говорит независимый консультант по автопрому Сергей Бургазлиев. Среди них он называет текущий уровень локализации конкретных компонентов и возможности по дальнейшему освоению их производства в России либо в дружественных странах. Исходя из сопоставления данных по этим параметрам наиболее целесообразно осваивать производство элементов двигателей, тормозных систем, рулевого управления и электроники, считает Бургазлиев.