Выходцы из ТНК создали нефтесервисную компанию с оборотом $370 млн в год

Совладельцам «Интегры» Феликсу Любашевскому и Джону Фитцгиббонсу тесно в нефтесервисном бизнесе. Вместе с бывшим президентом ЮКОСа Семеном Кукесом и выходцем из «Транснефти» Михаилом Полонским они создали подрядчика «Промстрой груп», выручка которой в прошлом году составила почти $370 млн

О деталях бизнеса «Промстрой груп» (ПСГ) «Ведомостям» рассказал совладелец и президент компании Михаил Полонский. Подрядчик никогда не раскрывал своих акционеров. По словам Полонского, крупнейшие владельцы компании – он сам, Любашевский, Кукес и Фитцгиббонс. Первые два подтвердили это, связаться с Фитцгиббонсом не удалось. Все четверо входят в совет директоров компании, Фитцгиббонс – его председатель. Долей партнеров Полонский не раскрывает, но отмечает, что у компании есть еще несколько десятков миноритарных акционеров. Но три близких к ПСГ источника говорят, что у четверых партнеров равные доли, не раскрывая их размера. В февральском меморандуме «Интегры» сказано, что Любашевский и Фитцгиббонс контролируют по 16% акций ПСГ. Если цифры с тех не менялись, четверым партнерам принадлежит 64% ПСГ.

Все четверо познакомились еще в 1990-х гг. в ТНК (см. врез). Любашевский и Фитцгиббонс – давние партнеры: они контролируют 9,8 и 5,4% акций «Интегры» соответственно. Любашевский – предправления компании, а Фитцгиббонс – председатель совета директоров. Кукес после ухода из ЮКОСа приобрел компанию «Самара-нафта» (добыча в 2009 г. – 1,87 млн т нефти) и стал ее гендиректором. Сейчас ему принадлежит 20% акций компании.

В 2009 г. выручка ПСГ составила $368 млн, EBITDA – $22,6 млн, долг – $19,4 говорится в презентации компании (см. www.vedomosti.ru). С такими оборотами компания не попадает в первую пятерку нефтегазовых подрядчиков. И ее рентабельность ниже, чем, к примеру, у той же «Интегры»: 6 против 13% у нефтесервисного холдинга (при выручке последнего $836 млн в 2009 г.). Однако именно Любашевский был идеологом нового проекта, рассказывает Полонский. «Интегра» появилась в 2004 г., а ПСГ – в 2005 г., хотя в нынешнем виде существует с 2007-го. Идея создать компанию была совместная с Полонским, говорит Любашевский: рынок перспективный, а игроков было немного.

Пока ПСГ работает исключительно в нефтегазовой отрасли. Но цель компании – создать универсального субподрядчика, делится Полонский. У компании девять «дочек», большинство – бывшие предприятия Минмонтажспецстроя и Миннефтегазстроя. Сколько средств было потрачено на покупку и их источник, Полонский не раскрывает.

Крупнейший клиент компании – «Транснефть». На нее пришлось 64% выручки ПСГ, говорится в презентации. Компания получила первый заказ монополии в 2007 г., став одним из шести генподрядчиков строительства первой очереди нефтепровода ВСТО (строила нефтеперекачивающую станцию (НПС) № 4). Полонский в 2004–2007 гг. возглавлял строительную «дочку» «Транснефти» – ЦУП «Стройнефть», но утверждает, что «старые связи» с компанией ни при чем. Это подтверждает и бывший топ-менеджер монополии. По его словам, Полонский никогда не был членом команды Семена Вайнштока. Но новое руководство компании во главе с Николаем Токаревым в это не сразу поверило, что стоило кресла Полонскому. И в дальнейшем тому пришлось положить немало сил, чтобы развеять этот миф, рассказывает собеседник «Ведомостей».

Впрочем, помогали компании и ее владельцы. Так, ПСГ выполняла контракты для «Самара-нафты» стоимостью $50 млн, говорится в презентации. А также сотрудничала в 2008 г. с одной из «дочек» «Интегры», говорится в меморандуме последней (сумма контракта не указана).

Сейчас крупнейшие проекты ПСГ – строительство НПС № 3 на второй очереди Балтийской трубопроводной системы ($32 млн), а также нефтепровод Сковородино – граница КНР ($287 млн), который на днях торжественно запустили президент России Дмитрий Медведев и китайский лидер Ху Цзиньтао. Представитель «Транснефти» от комментариев отказался.

ПСГ хочет через пять лет довести выручку до $750 млн, говорится в презентации. В планах – расширение бизнеса в СНГ, а через два-три года – IPO, говорит Полонский. Возможны также слияния и поглощения.

ПСГ может стоить около $300–350 млн, полагает аналитик Банка Москвы Денис Борисов. Конечно, главное в бизнесе подрядчика – клиенты. Но в принципе рынок перспективен, отмечает эксперт: в ближайшие годы в России будет построено около 10 000 км новых нефтегазопроводов, из них около 4000 – «Транснефтью». Нацеленность на универсальность – верная стратегия, добавляет аналитик «ВТБ капитала» Лев Сныков.