От роста российского автомобильного рынка выиграют иностранцы
Авторынок России ждет быстрое восстановление, но традиционные российские бренды оно обойдет стороной. Рост будет обеспечен благодаря сборке иномарок.В 2011 г. продажи легковых автомобилей вырастут на 20–35%, объем рынка может составить 2,1–2,4 млн штук, заявил партнер PwC Стенли Рут. В прошлом году, по его оценке, авторынок вырос на 30% до 1,76 млн автомобилей. Похожие прогнозы и у других экспертов: Ассоциация европейского бизнеса рассчитывает, что после 30%-ного роста в 2010 г. в этом году объемы рынка увеличатся на 17% до 2,24 млн штук (учитываются легковые и легкие коммерческие автомобили), «Автостат» ожидает роста продаж легковых машин на 33% до 2,4 млн штук.
Однако обеспечивать рост будут в основном иномарки российской сборки, отмечает Рут (динамику продаж автомобилей см. на графике на стр. 01). Согласно базовому сценарию их продажи вырастут на 40% до 860 000 штук, а оптимистичный сценарий предусматривает рост на 80% до 1,1 млн штук. Импорт будет увеличиваться гораздо медленнее – на 15–20% до 685 000–720 000 штук, прогнозирует PwC. Продажи же легковых автомобилей традиционных российских марок – Lada и УАЗ – либо вообще не будут расти, либо увеличатся всего на 5% до 580 000 штук, считает эксперт. У «Автостата» пока нет актуального прогноза на 2011 г., но рост продаж российских брендов будет минимальным, соглашается гендиректор компании Сергей Целиков. В 2014 г. в России будет продано 3,1 млн легковых автомобилей, из них на иномарки российской сборки придется 1,5 млн штук, а на российские бренды – лишь 700 000 штук, прогнозирует «Автостат».
Работающие в России иностранные производители рассчитывают на быстрый рост производства и продаж. В 2010 г. калужский завод Volkswagen должен был собрать 90 000–100 000 автомобилей, в 2011 г. объем производства должен вырасти до 150 000 штук, говорил в сентябре прошлого года предправления автоконцерна Мартин Винтеркорн. Представитель Volkswagen не стал называть актуальные результаты и планы производства на этот год. «ПСМА рус» (завод PSA Peugeot-Citroen и Mitsubishi), выпустивший с момента запуска в апреле прошлого года 26 000 автомобилей, планирует собрать в 2011 г. 46 700 машин, сообщил его представитель. Начавший серийное производство в январе этого года петербургский завод Hyundai за год должен собрать 105 000 автомобилей, в том числе и Kia. Российские продажи Hyundai в 2011 г. должны вырасти на 49% до 130 000 автомобилей, в том числе планируется продать 70 000 собираемых в России Hyundai Solaris, рассказывал «Ведомостям» управляющий директор «Хендэ мотор СНГ» Денис Петрунин.
Производители традиционных российских брендов считают прогнозы экспертов слишком пессимистичными.
«АвтоВАЗ» должен увеличить производство на 12,4% до 700 000 автомобилей и машинокомплектов, говорит директор по внешним связям компании Игорь Буренков, не называя план продаж. Но если спрос будет меньше, чем рассчитывает завод, объем производства будет снижен, говорит он. В 2017 г. объем производства Lada должен превысить миллион штук, напоминает он. УАЗ планирует продать на российском рынке 58 000 своих внедорожников, это на 18% больше, чем годом ранее, говорит представитель «Соллерса» (контролирует УАЗ). Но продажи иномарок, которые выпускает «Соллерс», должны расти куда быстрее, признает он: легковых Fiat должно быть продано на 50–60%, а кроссоверов SsangYong – в два раза больше, чем годом ранее.
Тенденция вытеснения российских брендов иностранными продолжается давно: у российских автозаводов в отличие от иностранцев нет современного продукта хорошего качества и по правильной цене, отмечает Целиков. В прошлом году им, и в первую очередь «АвтоВАЗу», увеличить производство помогла программа утилизации – около половины Lada продавались по этой программе. Но к осени она должна завершиться и тогда продажи могут даже сократиться, ожидает он.