Китайцы требуют, чтобы «Роснефть» удвоила поставки

Китай просит Россию удвоить экспорт нефти и снизить ее цену. Уступки грозят «Роснефти» и «Транснефти» потерями до $30 млрд

Если же российские компании пойдут на условия Китая, то до 2030 г. потеряют в сумме $28,2 млрд, «Роснефть» – $16,9 млрд, «Транснефть» – $11,3 млрд, пишет Токарев. Российская сторона не согласна нести такие потери, знают сотрудники обеих компаний. Общая стоимость контракта на поставку сырья – около $300 млрд.

Наращивать экспорт Россия тоже не хочет, говорят собеседники «Ведомостей»: продавать топливо в Козьмино выгоднее; кроме того, Россия нацелена на превращение сорта ВСТО (ESPO) в эталонный для рынка АТР, для чего нужно увеличить поставки.

Китайская CNPC предлагает «Роснефти» и «Транснефти» сесть за стол переговоров, чтобы разрешить спор, возникший вокруг поставок нефти в Китай, рассказали «Ведомостям» два источника, близких к двум российским компаниям, и подтвердил собеседник, близкий к российско-китайской межправительственной комиссии. Встреча вице-премьеров двух стран – Игоря Сечина и Вань Цишаня – должна состояться в конце мая, отмечают они. «Даты будут согласованы», – говорит представитель Сечина.

Главные вопросы предстоящей встречи – цена и объемы поставок нефти. CNPC предлагает России удвоить экспорт в Китай (с нынешних 15 млн до 30 млн т в год) и скорректировать формулу цены на топливо, знают два собеседника «Ведомостей» (представители российских компаний это не комментируют; CNPC на запрос не ответила). Сейчас стоимость российской нефти привязана к котировкам в Козьмино, а транспортировку сырья полностью оплачивает китайская сторона. Тариф на прокачку по ВСТО единый – и до Козьмино, и до Сковородино – 1815 руб./т. А CNPC считает, что прокачка до границы с Китаем должна стоить на 7% меньше и именно на столько, по мнению китайской компании, должна быть скорректирована стоимость сырья, рассказывает источник, близкий к «Транснефти».

Китай настаивает на том, что значение коэффициента Т (в формуле цены отражает разницу в стоимости транспортировки сырья от Сковородино до Козьмино) должно составлять $13 за баррель (сейчас равен нулю), пишет «Маркер» со ссылкой на письмо президента «Транснефти» Николая Токарева Сечину. Представители «Транснефти» и вице-премьера это не комментируют, но сотрудник одной из компаний знает о таких расчетах. Они основаны на старых документах ФСТ, когда тарифы на транспортировку до Козьмино и Сковородино были разными, объясняет он.

«Китайский контракт железобетонный, выверен сторонами и имеет международную юрисдикцию», – заявлял недавно Сечин, комментируя спор, возникший вокруг поставок нефти в Китай. Об условиях сотрудничества стороны договорились еще в 2009 г., но в начале года CNPC заявила о необходимости пересмотра соглашения, подкрепив свои позиции односторонним сокращением выплат: ежемесячно «Роснефть» недополучает $6–8 млн, «Транснефть» – около $21 млн, рассказывает источник, близкий к одной из компаний.