Российские туристические компании несут убытки из-за политики и природы

Несмотря на то что число россиян, отправляющихся отдыхать за рубеж, снова растет, выручка туристических компаний снижается. Из-за природных и политических катаклизмов операторам приходится жертвовать рентабельностью

Кризисное снижение выездного турпотока (в 2009 г. впервые за семь лет он снизился на 15,5% до 9,5 млн человек) окончательно позади. Но и на смену прошлогоднему резкому росту – в 2010 г. число выехавших за рубеж российских отдыхающих выросло на треть, – похоже, приходит стагнация. Если в I квартале прошлого года за рубеж выехало более 2 млн россиян, что на 44% больше, чем в январе – марте 2009 г., то в этом году туроператоры констатируют осторожный рост турпотока – не более 10–15% (Росстат данные о числе туристов в I квартале еще не опубликовал).

Туризм на грани

Прирост по розничной сети «Интурист магазин путешествий» (ИМП) в I квартале составил более 12%, сообщил гендиректор ИМП Сергей Толчин. «Кризис прошел, отложенный спрос вернулся, но резкого увеличения клиентов не наблюдается – турпоток вырос, но не более чем на 15%», – говорит гендиректор группы «Вип сервис/Инна тур» Дмитрий Горин. В I квартале произошли природные и политические катаклизмы, повлиявшие на число туристов, напоминает он: народные волнения в Египте и Тунисе, наводнения в Таиланде, случаи холеры в Доминикане.

Выручка туристических компаний и объем турпотока в I квартале росли неравномерно, замечает Владимир Воробьев, совладелец «Натали турс». Например, у «Натали турс» клиентов стало на 45% больше, а выручка выросла на 35%, говорит он. Разница возникла из-за снижения рентабельности: из-за закрытия египетского направления туроператорам пришлось переориентировать клиентов на другие направления – Таиланд, Доминикану, Кубу – за свой счет и рентабельность в таких случаях проваливалась до нуля.

Средняя стоимость путевки сейчас составляет, по оценке директора туроператора «Роза ветров» Марии Свиридовой, 15 000–20 000 руб. До кризиса эта цифра доходила до 60 000 руб. «Маржа осталась на уровне 10%, но упала до 1000–2000 руб. с человека», – объясняет она. Есть и еще одна причина. Выросло число фирм-однодневок, которые стали работать со скидками 10% и маржей 1–3% при показателе в 10% для большинства участников рынка, говорит гендиректор новосибирской «Олимпия Райзен Сибирь» Виктор Данн.

Теплый сезон

Майские праздники – традиционно высокий сезон – в этом году не стали исключением. Продажи на майские праздники шли хорошо, глубина продаж значительно увеличилась, заметила Ольга Хамхокова, гендиректор петербургской компании «Авис». Практически все путевки на праздничные дни были выкуплены уже в марте, говорит она. «Продажи на майские в этом году отмечались ранним бронированием: продажи стартовали в феврале – марте, свою роль сыграла ситуация с Египтом: опасаясь нехватки мест, клиенты активно бронировали Турцию, Таиланд, Доминикану и Израиль», – указывает Горин. Тем не менее к докризисным объемам продажи пока не вернулись: по данным Хамхоковой, в среднем путевок продано примерно на 20% меньше докризисного уровня.

О продажах снова разрешенного Египта данные участников рынка расходятся. «После открытия Египта спрос начал расти «мгновенно» и полностью восстановится через месяц-полтора за счет того, что египетская сторона предлагает скидки до 25%», – говорит директор новосибирского агентства «Капитан грант» Тамара Дутова. «Продажи Египта вялые. Отдохнуть дешево можно лишь с вылетами на ближайшие даты (цена недели на двоих может составить $900), цену на пиковые «майские» даты египтяне держат – не менее $800 на человека», – возражает Воробьев. «Египет просел примерно на 80% по количеству туристов. Никаких суперцен или скидок нет. Поскольку с прошлого года подорожало авиатопливо в два раза, цена путевки снизилась не более чем на 10% по сравнению с 2010 г.», – говорит гендиректор турагентства «Розовый слон» из Ростова-на-Дону Алексан Мкртчян.

Альтернативой майскому Египту стала, по наблюдениям Горина, Европа, тем более что они практически сравнялись по цене – $800 и 600 евро соответственно. Продажи туров в Испанию выросли на 86%, Италию – на 84%, Грецию – на 88%. Клиенты изменили тип отдыха с пляжного на познавательный, говорит Воробьев.

Не желающих возвращаться в Египет курортников забрала и Турция, говорит Хамхокова. Продажи путевок в Турцию по итогам 2011 г. «значительно вырастут» по сравнению с прошлым годом, уверена и Свиридова: «Турецкие отели не стали поднимать цены, к тому же перенесли начало туристического сезона с июня на май». «Контракты с турецкими отельерами подписаны еще в ноябре, так что изменения цен не было, но и спецпредложений в этом году нет, средняя стоимость недельной поездки на человека в 2010 г. – $607, в 2011 г. – $762», – говорит Воробьев. Турция, по словам Толчина, в этом году остается недешевым направлением, особенно если говорить о заездах высокого сезона, но почти все популярные отели предложили скидки 25–50% по акциям раннего бронирования.

Едут сами

Россияне не желают переплачивать за путешествия и бронируют билеты и гостиницы самостоятельно, констатируют туроператоры. Самостоятельные путешественники в России – это в первую очередь молодежь, чаще студенты, новаторы среднего возраста, жаждущие испробовать все новое первыми. Львиная доля таких посетителей приходится на Москву и Санкт-Петербург – города, которые являются отправной точкой для большинства доступных международных рейсов для наших соотечественников», – говорит Алексей Кудрявцев, представитель Momondo.ru. «Натали турс», владеющая порталом онлайн-бронирования Tourix Holidays, за I квартал 2011 г. продала через этот сервис билетов и гостиничных номеров на 315 000 евро, что в 2,5 раза больше показателей прошлого года, рассказывает Воробьев. По его словам, пока на продажу билетов приходится около 10% оборота. «Посещаемость нашего ресурса за 2010 г. выросла c 10 000 в месяц до 10 000 в сутки», – радуется Кудрявцев. Росту помогли широкое использование всеми авиакомпаниями электронных авиабилетов, упрощение многими государствами визового режима и развитие интернета, считает он. Но говорить о буме популярности такого вида бронирования еще рано: по данным Momondo.ru, только 13% путешествующих людей сами организуют свои поездки, но 40% уже начинают интересоваться этим и планируют воспользоваться услугами онлайн-служб в будущем. «Практика европейцев показывает, что экономия может составить от 20 до 50% по сравнению с туром, приобретенным у агентства. Так что в 2011 г. мы прогнозируем рост сегмента самостоятельных путешествий на 10–12%», – отмечает представитель Momondo.ru.