Техосмотр автомобилей, видимо, отдадут страховщикам

В правительстве появилась идея возложить ответственность за техосмотр автомобилей на страховщиков

Поправки, подготовленные рабочей группой первого зампреда правительства Игоря Шувалова ко второму чтению законопроекта «Об обязательном техосмотре транспортных средств...», предусматривают, что техосмотр будут проводить операторы, аккредитованные профессиональным объединением страховщиков, участвующих в продаже полисов ОСАГО (текст законопроекта есть у «Ведомостей»). Такая организация сейчас одна – Российский союз автостраховщиков и новую никто создавать не будет, уверены страховщики.

Предполагается, что после техосмотра владелец машины будет получать два свидетельства, одно из которых передавать в страховую компанию для оформления ОСАГО. А все данные о техосмотре, включая диагностические карты, будут храниться в Единой автоматизированной системе обязательного техосмотра.

У Шувалова прошла серия совещаний по техосмотру, на последнем из них, 10 мая, и был согласован этот вариант законопроекта, рассказал «Ведомостям» участник совещания, а в понедельник должна завершиться юридическая экспертиза документа – перед внесением в Госдуму.

Другой член рабочей группы подтвердил, что документ предусматривает участие страховщиков в техосмотре, а главной задачей было забрать техосмотр у МВД. Сотрудник МВД, участвовавший в обсуждении законопроекта, объяснил: страховщики заинтересованы, чтобы техосмотр проводился качественно, это снижает аварийность и, соответственно, размер возмещения ущерба.

Обсуждаются разные варианты, в том числе с привлечением страхового сообщества, говорит представитель РСА.

Несколько представителей крупных страховых компаний не стали комментировать идеи правительства, не будучи знакомы с законопроектом.

Законопроект предлагает дать страховщикам право выбирать операторов с техническими и кадровыми возможностями для проведения техосмотра и проводить проверки, в том числе выездные, если на операторов будут жаловаться. На операторов будет возложена и полная ответственность перед владельцем автомобиля и третьими лицами за ущерб, если он возникнет по причине не выявленных во время техосмотра поломок (если они должны были быть выявлены по процедуре осмотра). Если же из-за такого недостатка был причинен ущерб новому автомобилю, возмещать его будут солидарно производитель или продавец автомобиля и оператор.

У дилеров появится возможность проводить техосмотр – и это позитивная новость, замечает президент ассоциации «Российские автодилеры» Дмитрий Гулин. С тем, что в этом случае они должны нести ответственность за плохое качество работы, он согласен: «Мы уже давно отвечаем за качество сервиса». Для дилеров возможность проводить техосмотр интересна не с коммерческой точки зрения, его стоимость ниже цены нормо-часа, а с маркетинговой, как способ привлечения клиентов. Идею привлечь к контролю за техосмотром страховщиков Гулин считает логичной.

Проект предусматривает вступление закона в силу с 1 января 2012 г., но первые два года техосмотр можно будет проходить и по-старому. Организации, аккредитованные ГИБДД для проведения техосмотра, смогут продолжать эту работу до 1 января 2014 г.