ВАС может осчастливить лизингополучателей

Высший арбитражный суд (ВАС) может принять революционное для рынка лизинга решение: разрешить клиентам лизинговых компаний возвращать значительную часть уплаченного за аренду имущества

Сегодня президиум ВАС рассмотрит спор кировского «Мета-лизинга» с его клиентом – «Партнер-М», взявшей в финансовую аренду на три года экскаватор Volvo. Сумма контракта, заключенного в 2008 г., – 14,6 млн руб., почти все эти деньги – за аренду оборудования, а выкупной платеж составлял всего 1000 руб. (вносится последним) при цене экскаватора в 10,6 млн руб.

Спустя год «Партнер-М» перестала платить, и компании подали друг на друга в суд. «Мета-лизинг» пытался взыскать 1,08 млн руб. долга и пени, а «Партнер-М» – вернуть ранее уплаченные 3,45 млн руб. и признать притворным пункт договора о выкупной цене в 1000 руб.

Суды трех инстанций приняли сторону «Мета-лизинга». Но тройка судей ВАС не согласилась с ними. Цена в 1000 руб. явно занижена, а реальные платежи за экскаватор включены в состав лизинговых, говорится в определении о передаче дела в президиум, поскольку «Партнер-М» вернула экскаватор, то «Мета-лизинг» должен вернуть полученные ранее за него деньги. Получить комментарии «Мета-лизинга» и «Партнер-М» не удалось.

«Тройка» фактически переквалифицировала договор финансовой услуги в договор купли-продажи с отсрочкой платежа, считает партнер Taxadvisor Дмитрий Костальгин; получается, можно пользоваться имуществом несколько лет, а потом разорвать договор и вернуть деньги: исходя из судебной практики – до 80% уплаченного. Выкупной платеж незначителен, так как имущество уже полностью амортизировано, объясняет главный юрисконсульт «Лизинговой компании «Камаз» Евгений Потапов: «Если президиум согласится с позицией коллегии, произойдет революция в лизинге». Решение ВАС может ударить по рынку, все следят за этим делом, говорит Потапов: компании и ранее сталкивались с такими требованиями клиентов, но пока иски не находили поддержки в судах. Решение не коснется операционного лизинга (имущество не переходит в собственность лизингополучателя, см. врез), замечает гендиректор Brunswick Rail Владимир Лелеков.

Предложениями тройки удивлены и некоторые лизингополучатели. Логически неверно разрешать пользоваться имуществом несколько лет и в последний момент возвращать его, потребовав назад значительную часть лизинговых платежей, считает гендиректор Rail Garant Роман Котенко.