Автодилеры пожаловались на дискриминацию зарубежных автопроизводителей

Автомобильные дилеры просят Федеральную антимонопольную службу (ФАС) защитить их от дискриминации зарубежных автопроизводителей
Bloomberg

Кто пишет

В РОАД входят все крупнейшие автомобильные ритейлеры: «Мэйджор авто» (оборот от авторитейла и сервиса в 2010 г., по оценке «Авто бизнес ревю», – 55,5 млрд руб.), «Рольф» (46 млрд руб.), «Автомир» (41,9 млрд руб.), «Независимость» (30,7 млрд руб.), Genser (30,3 млрд руб.) и т. д.

Ассоциация «Российские автомобильные дилеры» (РОАД, объединяет крупнейших розничных продавцов автомобилей, см. врез) попросила замруководителя ФАС Андрея Кашеварова проверить дилерские договоры с дистрибуторами автомобилей на соответствие антимонопольному законодательству. Письмо с такой просьбой она направила в службу 23 августа (копия есть у «Ведомостей»).

Для продажи иномарок необходимо заключить дилерский договор с дистрибутором. Делается это уже после завершения строительства дилерского центра и проверки его на соответствие всем требованиям поставщика, говорится в письме. Построить дилерский центр в Москве стоит в среднем $5–6 млн, в регионах – чуть меньше, рассказывает президент РОАД и гендиректор компании РТДС Андрей Петренко. При этом договор заключается на небольшой срок (обычно на один год) и может быть расторгнут дистрибутором в одностороннем порядке, указано в письме. Также дистрибутор может менять планы по поставкам дилеру автомобилей и запчастей, требовать приобретать комплектующие у себя или у рекомендованных им поставщиков. Наконец, дистрибутор, как правило, не несет ответственности за нарушения условий договора, так же как и ответственности за качество автомобиля перед конечным покупателем, говорится в письме.

Сотрудники нескольких крупнейших компаний – членов РОАД сказали «Ведомостям», что письмо было одобрено в августе на совете ассоциации. Жесткие условия работы дистрибуторов, каждый из которых является безальтернативным поставщиком определенной марки, – большая проблема для дилеров, признает топ-менеджер крупной дилерской компании.

Нередко из-за конфликта с менеджером в компании-импортере дилер может потерять многомиллионные вложения, говорит собеседник «Ведомостей». Его компания недорого купила в одном из регионов несколько дилерских центров у предпринимателя, который был вынужден их продать как раз потому, что импортер без объяснения причин разорвал дилерский контракт в момент их открытия. В итоге владелец остался без автомобилей, но с кредитами, взятыми на строительство, и складом уже оплаченных запчастей. Участников истории он не называет.

«Мы известили АЕБ [Ассоциация европейского бизнеса] о своем намерении обратиться в ФАС», – говорит Петренко. Координатор комитета автопроизводителей при АЕБ Ольга Букова утверждает, что о письме не знает. Источник в АЕБ объясняет, что жесткие условия работы импортеров вызваны желанием создать хорошую сеть продаж. Представители автоконцернов вчера письмо дилеров в ФАС не комментировали.

Кашеваров подтвердил «Ведомостям» факт получения письма. Служба внимательно изучит ситуацию. Но даже если в действиях дистрибуторов не будет явных нарушений закона о конкуренции, ФАС может внести в правительство предложение дополнить закон «О торговле» положениями, регулирующими взаимоотношения дилеров и дистрибуторов, например в части увеличения срока договоров, обещает он.