«Авианова», скорее всего, больше не полетит и отдаст пассажирам $7–8 млн

Сегодня низкобюджетный перевозчик «Авианова» может прекратить полеты из-за отсутствия денег. Перебои в финансировании возникли из-за конфликта акционеров – А1 и Indigo Partners
РИА Новости

«Авианова»

Низкобюджетный перевозчик. Начал полеты в августе 2009 г. Пассажиропоток – 866 223 человека (за восемь месяцев 2011 г.). В парке пять самолетов А320.

Сегодня «Авианова» собирается прекратить полеты, рассказал «Ведомостям» первый заместитель гендиректора компании Константин Тетерин. Перевозчик находится «в тяжелейшем кризисе ликвидности», отметил он. У компании долги по лизинговым платежам за самолеты Airbus 320 (лизинговая компания ILFC подала в этой связи в суд), закрыт ряд маршрутов. «Авианова» уже уведомила о своем решении Росавиацию, говорит Тетерин. Официального заявления не было, утверждает представитель ведомства.

С воскресенья «Авианова» прекратила продажу билетов через интернет. Всего продано около 70 000 билетов примерно на $7–8 млн, указывает источник, близкий к авиакомпании. Перевозчик найдет деньги, чтобы компенсировать затраты пассажирам, утверждает Тетерин.

У «Авиановы» возникли финансовые проблемы еще в начале года. Акционеры компании – инвестиционное подразделение «Альфа-групп» А1 (51%) и американский инвестфонд Indigo Partners (49%) перечислили ей последние $10 млн в январе, сообщил сотрудник А1. Недавно компания получила 45 млн руб. от А1. Такую же сумму должен был перечислить Indigo, но этого не сделал, говорит Тетерин. Всего же акционеры должны были предоставить компании 870 млн руб. до декабря 2012 г., отмечает он. Indigo давно сообщил, что ни копейки не вложит в перевозчика, пока А1 там акционер, категоричен источник, близкий к американскому инвестфонду.

Трения между А1 и Indigo начались в конце 2010 г., когда А1 обнаружила, что убыток «Авиановы» на $20 млн больше запланированного, рассказал президент А1 Михаил Хабаров. Убыток составил около $37 млн, добавляет источник в А1. Всего проект обошелся в $65 млн, а в 2012 г. он должен был выйти в ноль. Хабаров обвиняет в случившемся менеджмент авиакомпании: «Мы [А1] ведь не пилоты». Предложенная Indigo бизнес-модель оказалась непригодна для России, а менеджмент – слабым, говорит он.

Крах «Авиановы» – результат бездарного управления проектом новой команды А1, уверен бывший куратор проекта в А1 Дмитрий Черняк. Летом он предлагал выкупить долю А1 примерно за $35 млн, но получил отказ. Никаких официальных предложений о продаже доли А1 от инвестбанков или уполномоченных ими лиц не поступало, парирует Хабаров. Черняк был уволен в марте как раз за проблемы в «Авианове», добавляет он.

Если «Авианова» действительно остановится, то «возвращать ее к жизни» будет практически бессмысленно, отмечает аналитик «Авиапорта» Олег Пантелеев, а судя по разгорающемуся конфликту, заниматься проектом толком никто не будет.