Volkswagen вновь двигает испанскую марку в Россию

Испанская марка Seat, принадлежащая концерну Volkswagen, в третий раз попытается завоевать российский автомобильный рынок. В этот раз ей помогут многомиллионный рекламный бюджет и «более конкурентоспособные» цены
М.Стулов

Дистрибуция марки Seat в России перешла к «Фольксваген груп рус» (ФГР), представляющей интересы концерна Volkswagen. Сейчас в ФГР создается подразделение, которое будет заниматься фактически перезапуском марки на российском рынке, сообщил «Ведомостям» сотрудник группы. Пока сотрудников в нем немного, руководитель бренда еще не назначен, но в дальнейшем подразделение будет не меньше, чем другие, занимающиеся Skoda или Audi, говорит собеседник «Ведомостей». Петер Янеба, который курирует в ФГР марку Seat, рисовал перед дилерами красочные перспективы, обещая через год «разогнать» темп продаж в России до 1600–1700 автомобилей в месяц (что соответствует годовому объему продаж примерно в 20 000 автомобилей), а для этого потратить на рекламу марки до $50 млн, рассказали «Ведомостям» два участника автомобильного рынка. Связаться с Янебой не удалось. Сотрудник группы сообщил, что планы по развитию марки масштабные, а маркетинговый бюджет «очень существенный». Цифра в $50 млн, по его словам, больше похожа не на годовой бюджет марки, а на весь маркетинговый бюджет для перезапуска Seat в России. Сейчас идет техническая работа, говорит другой менеджер в ФГР, – переоформляются договоры с существующими дилерами (из 14 дилеров право продавать автомобили было у 11, остальные занимались только сервисом). Ожидается, что продажи автомобилей возобновятся через месяц и дилерская сеть увеличится еще до конца года. Старт основной рекламной кампании запланирован на начало 2012 г., знает он. VW, например, предлагает стать дилером Seat дилерам Skoda, рассказали топ-менеджеры одной региональной и одной федеральной дилерских сетей.

Seat с 1986 г. контролируется VW, но он представлял эту марку в России лишь в 2003–2005 гг., отказавшись затем из-за низких продаж. В июле 2007 г. эксклюзивным импортером Seat стала компания «Иберия мотор рус», «дочка» польского дилерского холдинга Iberia Motor Company, дистрибутора Seat в Польше, Прибалтике, Белоруссии и на Украине. В 2010 г. VW в одностороннем порядке разорвала договоренности с «Иберией», рассказывает ее бывший сотрудник. Продажи Seat в январе – августе 2011 г., по данным комитета автопроизводителей Ассоциации европейского бизнеса, составили 1037 штук против 611 автомобилей за тот же период 2010 г., рост – 70%. При этом в августе продажи практически были остановлены – покупателям выдано всего 36 автомобилей, свидетельствует статистика АЕБ.

Сейчас из-за смены импортера автомобилей у официальных дилеров нет. Менеджеры двух московских дилеров Seat – «Ривьеры» и «Автолайта» – подтвердили, что сейчас переоформляют документы с ФГР и ждут поступления автомобилей в конце октября. Такая же информация у региональных дилеров.

Чтобы годовые продажи Seat в России достигли 20 000 автомобилей, что сейчас гарантирует место в топ-25 самых продаваемых автомобильных марок, VW придется потрудиться – конкуренция в сегменте, к которому относятся модели Seat, огромная, говорит Олег Дацкив. Без больших вливаний в рекламу и корректировки ценовой политики решить амбициозную задачу будет трудно, продолжает он. Группа Volkswagen уже и так самый крупный автомобильный рекламодатель в России (см. врез).

Цены на Seat Ibiza, которая позиционировалась как имиджевый молодежный автомобиль, начинались от $16 990, что слишком высокая планка для выбранной целевой аудитории. Приемлемым был бы уровень около $15 000 за модель в хорошей комплектации, считает Дацкив. Цены будут «более конкурентоспособными», обещает сотрудник ФГР, марка будет позиционироваться «между Skoda и Volkswagen», ряд ее моделей будет сопоставим по цене с аналогичными моделями Skoda, уточняет он. Цены на Skoda Fabia начинаются от 399 000 руб.