Бизнес
Бесплатный
Ирина Мокроусова|Екатерина Дербилова
Статья опубликована в № 2972 от 01.11.2011 под заголовком: Экспортный провал

При строительстве порта в Усть-Луге возникли проблемы

Намеченное на 1 декабря начало экспорта нефти по БТС-2 оказалось под вопросом. Ростехнадзор обнаружил, что причалы на терминале в Усть-Луге, где кончается труба, проваливаются под воду, и грозит остановить стройку на 90 дней
PhotoXpress

Ростехнадзор проверял строительство терминала по перевалке нефти в порту Усть-Луга с 21 по 30 сентября, доложил глава ведомства Николай Кутьин вице-премьеру Игорю Сечину в письмах от 4 и 14 октября (копии см. на www.vedomosti.ru; источник в Ростехнадзоре подтвердил существование этих писем, запрос в ведомство остался без ответа). Этот терминал строит компания «Роснефтьбункер», принадлежащая совладельцу трейдера Gunvor Геннадию Тимченко. Терминал находится на конце трубопровода БТС-2 (см. врез), через него нефть будет перегружаться на танкеры и экспортироваться.

Первый танкер из Усть-Луги планируется отправить 1 декабря (см. врез), но, как показала проверка, график под угрозой срыва.

Инспектора зафиксировали 23 нарушения, главное из которых – «разрушение верхнего строения причалов». На них обнаружено восемь провалов, их «видимая глубина от поверхности причалов составляет около 3 м», пишет Кутьин Сечину и, прилагая флешку с 18 фотографиями с места событий, просит вице-премьера поручить расследовать причины возникновения этой «аварийной ситуации».

Реакцию Сечина выяснить не удалось. «Мы никогда не комментируем служебную переписку», – заявил пресс-секретарь премьера Дмитрий Песков.

Во втором письме Кутьин информирует Сечина, что рассматривает вопрос о приостановке строительства на 90 суток.

Представитель Невской трубопроводной компании (принадлежит структурам Тимченко, 26% покупает «дочка» «Транснефти»), заказчика строительства, отказался от комментариев. Работы на объекте продолжаются, говорит знакомый Тимченко.

«Обрушения причалов видны невооруженным глазом: трейдер, работающий с Gunvor, рассказывал мне, что видел их, когда подплывал к порту Усть-Луга на танкере», – говорит гендиректор InfraNews Алексей Безбородов. Размер бедствия виден только сверху, а что там внизу, надо обследовать, говорит источник в Ростехнадзоре.

«На самом деле проблема еще хуже, чем кажется на первый взгляд. Зачастую, для того чтобы выполнить объем, нарушаются технологии намыва. Если в случае штормовых ветров будет серьезная привальная нагрузка большого судна, это может закончиться аварией», – отмечает первый заместитель гендиректора ЛенморНИИпроекта Евгений Воловик. С ним согласен источник в Ростехнадзоре.

Даже если начало работы порта задержится, проблем нефтяникам это не создаст. «Кроме первой партии, оттуда ничего не планировалось отгружать. Регулярные отгрузки планируются в следующем году», – напоминает директор по развитию бизнеса Argus Михаил Перфилов.

К пуску трубы позднее срока все готовы – это нормальный риск, говорит сотрудник одной из крупнейших нефтяных компаний страны: «Никто не станет планировать объемы прокачки по несуществующей трубе. К тому же [у России] сейчас профицит экспортных мощностей». «Роснефти» о возможных проблемах с запуском БТС-2 не известно, сказал ее представитель. Если проект и задержится, ущерба для госкомпании не будет, так как у нее пока нет законтрактованных объемов нефти по этому маршруту, продолжает он. Представитель «Транснефти» на звонки «Ведомостей» не ответил.

«Когда строится причал, на 25 м в землю забивается шпунт. Он забивается почти вслепую, поэтому бывают неожиданности», – отмечает гендиректор подрядной организации, работающей в Усть-Луге.

«Произошло расхождение шпунтового соединения, соответственно, произошел вынос песка», – пояснил «Ведомостям» Игорь Лапик, заместитель гендиректора «Треста Коксохиммонтаж», одного из подрядчиков стройки. По его словам, сейчас на объекте идут восстановительные работы, разрушения локализованы: «С нами никак не связано, мы только верхнее строение делали, разрушение произошло в нижнем строении причала, которое делали еще до нас «ГТ Морстрой» и «Севзапморгидрострой». Но восстановительные работы ведет «Трест Коксохиммонтаж», пока за свой счет. Лапик оценивает их стоимость примерно в 40 млн руб.

Строители ни при чем, считает сотрудник другой подрядной организации, работающей в Усть-Луге: «В этом районе порта очень неприятная геология. Но в целом это рабочая ситуация. Если бы не БТС-2, никто не заметил бы». За месяц аварийная ситуация на наливном терминале будет устранена, уверен он: «Когда нефтяникам что-то нужно, все делается быстро».

Пока никто не прокомментировал этот материал. Вы можете стать первым и начать дискуссию.
Комментировать