Перенос запуска БТС-2 повлияет на репутацию «Роснефти»

Перенос запуска БТС-2 не повлияет на экспорт российской нефти, но отразится на тарифной выручке «Транснефти» и на репутации «Роснефти», считает Минэнерго
А.Махонин/ Ведомости

«Транснефть» собиралась запустить БТС-2 к 1 декабря, но недавно выяснилось, что к этому сроку не будут готовы необходимые для перевалки нефти причалы № 4 и № 5 в порту Усть-Луга (строят «Роснефтьбункер» и Невская трубная компания, подконтрольные Геннадию Тимченко). Ростехнадзор обнаружил нарушения в строительстве, которые привели к многочисленным провалам на причалах. И в итоге в конце ноября вице-премьер Игорь Сечин прилетел инспектировать порт; запуск БТС-2 был перенесен на I квартал без указания более точного срока.

Сечин решил сам следить за стройкой. Он поручил «Транснефти», Минтрансу, МЧС, Минрегиону, Минэнерго, Ростехнадзору и проч. создать рабочую группу, которая будет следить за восстановительными работами на причалах и решать «иные вопросы, направленные на гарантированное обеспечение экспорта нефти» через Усть-Лугу. О работе группа должна докладывать правительству еженедельно, сказано в протоколе совещания у Сечина (есть у «Ведомостей»). Координировать работу группы поручили «Транснефти», говорят два близких к ней источника.

Минэнерго уже отчиталось Сечину, как повлияет на рынок перенос запуска БТС (письмо врио министра Юрия Сентюрина от 30 ноября есть у «Ведомостей»). Отсрочка не повлечет снижения экспорта российской нефти, пишет чиновник: нефть, которую планировалось отгружать через Усть-Лугу, будет перенаправлена в другие порты, в том числе в польский Гданьск. Правда, это приведет к потере тарифной выручки «Транснефти» по БТС-2 (маршрут Унеча – Усть-Луга), предупреждает Сентюрин. Величину недополученного дохода представители Минэнерго и «Транснефти» не раскрывают. «Те деньги, которые могла бы заработать «Транснефть», заработают поляки и белорусы», ведь нефть, которую планировалось отгружать по БТС-2, пойдет транзитом через эти страны, объясняет источник, близкий к монополии, но точных сумм не называет.

Запуск БТС-2 должен был разгрузить Приморск и Новороссийск (по 5 млн т с каждого направления), которые сейчас работают на пределе мощностей, говорил ранее президент «Транснефти» Николай Токарев. Теперь нефтяники могут столкнуться с трудностями, отмечает собеседник «Ведомостей», близкий к «Транснефти»: зимой из-за тяжелых погодных условий танкеры в этих портах буквально стоят в очередях.

Но, по данным Минэнерго, российские нефтяные компании и госказна в целом существенных потерь от переноса запуска БТС-2 не понесут, пишет Сентюрин. Правда, «Роснефть» жалуется, что из-за задержки проекта пострадал имидж компании: к декабрю она планировала отгрузить первый танкер из Усть-Луги на 300 000 т и уже провела тендер на эту нефть, следует из письма. Но из-за провала причалов конкурс был признан недействительным, объясняет источник, близкий к «Роснефти». По его словам, финансовых потерь холдинг не понес, но репутация пострадала. Представитель «Роснефти» комментировать это отказался.

В следующем году пропускная мощность БТС-2 составит 20 млн т (проектная мощность – 30 млн т), следует из прогнозного баланса распределения сырья, приложенного к письму Сентюрина. Сотрудник Минэнерго уточняет, что эта цифра – прогноз фактической прокачки нефти на 2012 г.