Предвыборное сдерживание цен на бензин может быть оплачено из бюджета

Государство может компенсировать нефтяникам предвыборное замораживание розничных цен на моторное топливо. Как стало известно «Ведомостям», вице-премьер Игорь Сечин поручил разработать механизм компенсации – через снижение экспортных пошлин на дизтопливо и мазут
В.Бартенев/ PhotoXpress

У Минэнерго «есть принципиальная договоренность» с нефтяными компаниями – до марта они не будут повышать цены в рознице, оставив их на уровне декабря (несмотря на рост акцизов с 1 января 2012 г.). Такое заявление 20 января сделал министр энергетики Сергей Шматко.

Как оказалось, эта договоренность достигнута не просто так. К концу марта Минэнерго, Минэкономразвития и Минфин должны разработать механизм снижения пошлин на дизельное топливо и мазут, чтобы компенсировать нефтяникам принятое решение о предвыборном замораживании цен. Таково поручение зампреда правительства Игоря Сечина, сделанное накануне заявления министра Шматко, рассказали «Ведомостям» два чиновника из вышеперечисленных министерств.

Поручение получено, позиция Минэкономразвития прорабатывается, сообщил представитель этого министерства. Вопросы, отправленные «Ведомостями» в Минэнерго и Минфин, остались без ответа.

О каких компенсациях может идти речь, пока не обсуждалось, так что никаких цифр еще нет, утверждает один из собеседников «Ведомостей». Не ясно также, как долго будет работать пониженная пошлина, если она вообще будет, продолжает он.

Нефтяники не бедствуют, так что о каких-то компенсациях можно будет говорить только после полного анализа финансовой ситуации в компаниях, предполагает высокопоставленный чиновник Минфина.

Есть взять новую ставку акцизов, а также прежнюю рентабельность нефтяников в рознице (15%), то суммарные потери компаний за три месяца могут составить около $1 млрд, посчитал аналитик Номос-банка Денис Борисов. В прошлом году правительство уравняло пошлины на светлые и темные нефтепродукты (для последних ставки выросли), чтобы стимулировать модернизацию нефтеперерабатывающих заводов. Снижение пошлин на мазут – это возврат в прошлое, констатирует Борисов. В качестве временной меры это не критично, считает он, но ручное управление создает дополнительные риски и повышает неопределенность при планировании – и в том числе по модернизации нефтеперерабатывающих заводов.

Нефтяные компании тему с замораживанием цен не комментируют – как и выданное вице-премьером Сечиным поручение по компенсациям. Хотя все компании на эти компенсации, конечно, рассчитывают, говорит сотрудник одного из нефтяных холдингов. Если в декабре розница работала примерно в ноль, то последние две недели – уже в убыток, утверждает он, но цифр не называет.

Может, компаниям разрешат получить и другие компенсации – например, снизить размер льгот при поставках топлива для сельского хозяйства в весеннюю посевную, надеется один из нефтяников: понятно, что скидки все равно будут, но, возможно, разрешат повысить планку по ценам. Кроме того, нефтяные компании давно ждут отмены заградительной экспортной пошлины на бензины (см. врез). Но пока чиновники заявляют, что менять пошлину преждевременно.

Правительство не первый раз сдерживает цены на бензин. В феврале прошлого года председатель правительства Владимир Путин публично потребовал от нефтяников переписать ценники на АЗС: «Конечный потребитель должен почувствовать снижение цен на топливо на своем кармане, и чтобы это было видно на заправках».

Компании бросились выполнять поручение. Но оптовые цены на моторное топливо снизились не так значительно. И в апреле несколько регионов России столкнулись с дефицитом: независимые заправки либо не снижали цен, либо придерживали топливо, а АЗС вертикально-интегрированных компаний не справлялись с очередями.

На сей раз компании такого развития событий не ждут: по поручению чиновников на рынке сделан серьезный запас топлива. Но и это встало компаниям в копеечку, подчеркивает сотрудник нефтяного холдинга.