«36,6» хочет перевести почти половину своих торговых точек в формат дискаунтера

Аптечная сеть «36,6» придумала, как бороться с падением трафика: компания собирается перевести примерно половину торговых точек под новый бренд аптек-дискаунтеров
Д.Гришкин

Аптечная сеть «36,6»

Фармацевтическая сеть. Крупнейшие акционеры (на 31 декабря 2011 г.): 36,6 Investments Limited (принадлежит в равных долях Артему Бектемирову и Сергею Кривошееву) – 40,01%, HI Capital Corporation – 22,59%. Капитализация (ММВБ) – 4,83 млрд руб. Финансовые показатели (первое полугодие 2011 г., МСФО): выручка – 10,81 млрд руб., чистый убыток – 304 млн руб.

Аптечная сеть «36,6» в 2012 г. планирует ребрендинг около половины своих точек в «фармацевтический склад», пишут в обзоре по итогам встречи с менеджментом компании аналитики «Уралсиб кэпитал» Тигран Оганесян и Александр Шелестович. Представитель «36,6» отказался от комментариев. Источник в «36,6» подтвердил, что компания рассматривает возможность создания нового бренда.

В аптеках «36,6» брендированные лекарства конкурентоспособны по цене и должны бы генерировать трафик, но сеть продолжала терять покупателей в течение трех кварталов 2011 г.: «36,6» воспринимается многими потенциальными покупателями как дорогая сеть, поэтому они предпочитают заходить в другие аптеки, пишут аналитики «Уралсиб кэпитал». За девять месяцев 2011 г. продажи в аптеках, работающих больше года (LFL, 815 аптек на 30 сентября 2011 г.), увеличились на 13,7% (с НДС), а средний чек – на 24,4% до 304,8 руб. (с НДС). Выручка в сопоставимых аптеках группы компаний «Протек» (основная сеть – «Ригла») за тот же период снизилась на 0,6%, число чеков упало на 5%, а средний чек подорожал на 4,6%, писала компания.

В 2012 г., по прогнозам менеджмента «36,6», трафик в сопоставимых аптеках вырастет на 30%, пишет «Уралсиб кэпитал».

«Мы планируем перейти в агрессивный режим ценового предложения в следующем [2012] году», – рассказывал в интервью «Ведомостям» в ноябре 2011 г. совладелец и гендиректор ОАО «Аптечная сеть 36,6» Артем Бектемиров. Формат дискаунтера начинает активно развиваться на падающем рынке, объяснял он. «Когда падает рынок, начинает развиваться формат дискаунтера. <...> Дискаунтер дает хорошие продажи и хорошую оборачиваемость лекарств, в этот формат легко войти, его легко копировать, но трудно выйти. Он не стимулирует развития и часто приводит к банкротству бизнеса, в том числе из-за подрыва доверия покупателя», – рассуждал Бектемиров, называя конкуренцию по цене «тупиковой моделью эволюции».

Аптеки под новым брендом будут работать в формате дискаунтера с агрессивно низкими ценами на брендированную фармпродукцию, пишут аналитики «Уралсиб кэпитал», этот формат планируется развивать в основном в регионах с более низким уровнем доходов населения. В новой сети валовая рентабельность по основным лекарствам (их перечень не приведен) будет снижена до 9–11% против 24% сейчас в аптеках «36,6», указано в обзоре.

Формат дискаунтеров входит в моду. В 2010 г. группа компаний «Протек» запустила сеть дискаунтеров «Будь здоров!» параллельно со своей основной сетью «Ригла». Мультиформатность позволяет сохранить доходность за счет увеличения оборота при более низкой наценке, говорил представитель «Протека». Осенью 2011 г. сеть дискаунтеров «Норма» создала группа А5 (объединив в единую сеть «Горздрав» и «Аптеки низких цен»), формат дискаунтера приносит группе около 15%, говорил тогда гендиректор группы Сергей Солодов, объясняя интерес к развитию этого формата.