Бизнес
Бесплатный
Татьяна Бочкарева
Статья опубликована в № 3064 от 21.03.2012 под заголовком: Лобби за счет государства

Как в США продвигают свой экспорт

В США действуют десятки ассоциаций, защищающих интересы сельхозпроизводителей, в том числе за рубежом. Правительство страны ежегодно направляет на поддержку экспортеров сотни миллионов долларов. Эти траты возвращаются сторицей: отдача от расходов на продвижение гораздо больше вложений

В последние 30–40 лет власти США активно выделяют деньги на программы продвижения экспорта разных сельскохозяйственных товаров – красного мяса, соевых бобов, апельсинового сока, яблок, грейпфрутов и др. Продвижением сельхозпродукции среди импортеров занимаются лоббистские ассоциации, объединяющие сельхозпроизводителей. Всего таких ассоциаций в стране несколько десятков, в числе самых крупных Food Export-Midwest и Food Export-Northeast, U.S. Grains Council, North American Export Grain Association (NAEGA), U.S. Wheat Associates, U.S. Soybean Export Council (USSEC), U.S. Meat Export Federation (USMEF), U.S. Poultry & Egg Association (USAPEEC), U.S. Dairy Export Council.

Ассоциация производителей пшеницы США (U.S. Wheat Associates, USW) помогает продавать американскую продукцию более чем на 100 рынках, рассказал директор по коммуникациям USW Стив Мерсер. Финансируется USW самими производителями пшеницы (за счет членских взносов) и минсельхозом США. В финансовом году, завершившемся 30 июня 2011 г., USW получила от минсельхоза $12,85 млн, а в виде членских взносов – $5 млн. «Это позволило производителям пшеницы вложить всего 1/4 пенни в бушель (27 кг), чтобы профинансировать продвижение [экспорта] на иностранных рынках в объеме $17 млн», – говорится на официальном сайте USW.

Офисы USW работают в 16 странах. Они ведут работу среди покупателей пшеницы – мукомолов, пекарей и других пищевых компаний, рассказывает Мерсер. Самое большое достижение USW, по его словам, – это помощь США в сохранении лидирующих позиций на мировом рынке экспорта пшеницы. США производят больше мукомольной пшеницы, чем нужно для внутреннего потребления, и примерно половину урожая страна может экспортировать, объясняет он.

Россию USW считает прямым конкурентом на рынке пшеницы. Летом 2010 г., когда из-за засухи Россия ввела запрет на экспорт зерновых, поставки американской пшеницы в Египет увеличились более чем в 8 раз до 4 млн т. Впрочем, со временем мировой рынок будет все более зависим от всех производителей пшеницы Северного полушария, уверен Мерсер. Всем нужно, чтобы «Россия была стабильным участником, поскольку по мере роста спроса глобальный рынок будет все менее в состоянии существовать с запретами на экспорт, ограничениями и остальными протекционистскими стратегиями», заключает он.

Совет по экспорту соевых бобов США USSEC в 2009 г. (последние доступные данные) потратил на продвижение экспорта $31,82 млн. Из них $12,8 млн выделило правительство, $19 млн было собрано в виде членских взносов. Больше всего денег пошло на продвижение американских соевых бобов в Китае – $4 млн, в Латинской Америке – $3,9 млн, Юго-Восточной Азии – $2,7 млн, на Ближнем Востоке – $2,6 млн, в Европе – $1,75 млн, в Японии – $1,6 млн.

Федерация экспорта мяса США USMEF к 35-летию в 2011 г. подготовила отчет о том, как за это время изменился масштаб протекционистских программ и доля экспорта в производстве красного мяса, в первую очередь говядины и свинины.

В 1976 г. бюджет USMEF составлял $165 000 – частично средства были предоставлены минсельхозом США, частично – частным сектором. В 1978 г. USMEF получила $200 000 по программе развития иностранных рынков для работы в Швейцарии и Японии. В 1987 г. $7 млн было выделено USMEF по программе продвижения экспорта, целью которой была борьба с недобросовестными торговыми практиками в отношении американских производителей. В 1993 г. USMEF по еще одной программе продвижения экспорта получила $13,6 млн, в 1997 г. ее бюджет составляя уже $24 млн.

В 2011 г. USMEF получила $35,2 млн, в том числе $19,6 млн по программам минсельхоза, $7,6 млн – от производителей говядины в виде членских взносов, $4 млн – от производителей свинины и по $1,5 млн от производителей соевых бобов и кукурузы. Программы USMEF действуют в 80 странах, где, по ее оценке, 3 млрд потенциальных потребителей.

За 35 лет работы USMEF научила фермеров продавать мясо за границей. Если в 1976 г. доля экспорта в производстве говядины в США составляла 1%, свинины – менее 3%, то в 2010 г. эти показатели достигли 12 и 25% соответственно. В 1976 г. экспорт красного мяса из США составлял $500 млн – меньше, чем импорт в страну. В 2010 г. экспорт мяса достиг рекордных $8,9 млрд (в том числе экспорт свинины – $3,6 млрд, говядины – $4,08 млрд), превысив импорт на $4,24 млрд. «Когда я присутствовал на моем первом заседании USMEF в 1985 г., объем экспорта свинины составлял $100 000, сейчас – почти $4 млрд, – говорит бывший председатель USMEF Джон Хардин, – в США очень немного секторов промышленности, которые могут похвастаться ростом экспортного бизнеса в 40 раз. USMEF сыграла важнейшую роль, чтобы это стало возможным».

Российский рынок USMEF начала осваивать в 1993 г., вскоре после расстрела Белого дома. «Мы приехали протестировать рынок, – вспоминает сотрудник USMEF Джоэл Хаггард, – привезли контейнер с печенью и установили его на продовольственном рынке. Написали цену и зачеркивали ее, снижая, пока товар не стал продаваться. И он стал продаваться. Это было через 100 дней после попытки переворота – это была зона бедствия. Это было испытанием и ошибкой, но мы видели потенциал в этом рынке».

Продвижение – выгодный бизнес

Профессор Корнеллского университета Гарри Кэйзер провел исследование и сравнил, как изменился бы спрос на говядину и свинину из США в 2001–2010 гг., если бы расходы на продвижение экспорта были меньше на 75%. По его расчетам, экспорт говядины сократился бы на 96 600 т в год, или на 36,1%, экспорт свинины – на 146 960 т, или на 30,6%. «Продвижение экспорта США имело большое значение для [стимулирования] спроса на импортную американскую говядину и свинину», – резюмирует Кэйзер.

Меры по продвижению экспорта позитивно отражаются и на доходах производителей говядины и свинины, утверждает Кэйзер. В 2001–2010 гг. в среднем благодаря экспортной политике чистые доходы производителей говядины выросли от $21,7 млн до $90,9 млн в год, доходы производителей свинины – от $39,9 млн до $169,7 млн в год.

В расчетах Кэйзер использовал отношение годовой выгоды производителей к расходам на продвижение экспорта (BCR). При любом сценарии, рассматриваемом в исследовании, BCR превышал единицу. Это значит, что выгода экспортеров больше, чем расходы на продвижение их продукции.

Для говядины самый низкий BCR составил 1,81, самый высокий – 7,59, т. е. каждый доллар, вложенный в продвижение мясного экспорта (и частными инвесторами, и правительственными агентствами), зарабатывал сектору $1,81–7,59 чистого дохода. Для свинины BCR был еще больше – от 3,46 до 14,7. Поскольку доля производителей в расходах USMEF составляет примерно 50% (остальное выделяет правительство), реальный BCR для них вдвое выше – от 3,62 на говядину до 29,4 для свинины.

Пока никто не прокомментировал этот материал. Вы можете стать первым и начать дискуссию.
Комментировать