Ритейлеры начали убирать сигареты с прилавков

Чиновники еще не успели согласовать антитабачный законопроект Минздрава, а розничные сети уже тестируют различные варианты выкладки табачных изделий. Ритейлеры устанавливают для продажи сигарет специальные закрытые боксы и организуют табачные shop-in-shop в магазинах

Закрытые боксы для продажи сигарет вне кассовой зоны корреспондент «Ведомостей» обнаружил в супермаркете «О’кей» на Ленинском проспекте. В новых магазинах, открывающихся с сентября 2011 г., устанавливается новое торговое оборудование для продажи сигарет, подтвердил представитель сети «О’кей» Артем Глущенко. С сентября 2011 г. по апрель 2012 г. «О’кей» открыла семь гипермаркетов и пять супермаркетов.

Год назад Минздравсоцразвития подготовило законопроект «О защите здоровья населения от последствий потребления табака», который участники рынка назвали самым жестоким в истории российского табачного рынка.

В мае Минздрав попытался внести его в правительство, но законопроект сразу вернули на доработку. Новый руководитель министерства Вероника Скворцова тогда поясняла, что проблема носит технический характер: «Не было согласования некоторых ведомств. Закон вносился достаточно поспешно в связи с реорганизацией министерства». 3 июля министерство снова разослало документ на согласование.

Проект предлагает запретить курение в большинстве общественных мест, жилых домах, ресторанах, гостиницах, а также на транспорте. Табачным компаниям запрещается любая реклама, спонсорство и благотворительность. Закон предполагает введение системы электронного учета оборота табачных изделий – по аналогии с алкогольной ЕГАИС. Продавать сигареты можно будет исключительно в торговых точках площадью более 50 кв. м и без выкладки – выбирать товар можно будет только по отдельному прейскуранту, причем не ближе 3 м от кассовой зоны.

Табачные компании уже начали консультации с ритейлерами по вопросам предстоящих ограничений на продажу табака в магазинах, рассказали несколько представителей крупных производителей табака и ритейлеров. Поскольку табачники являются основными поставщиками торгового оборудования для продажи сигарет, то они, конечно, уже сейчас начинают прорабатывать различные варианты и конфигурации прилавков и консультируются с сетями, знает исполнительный директор Ассоциации компаний розничной торговли Илья Белоновский. Но решительных действий розница пока не предпринимает – неясно, в каком виде будет принят закон, оговаривается он.

В существующем проекте наибольшие нарекания розничных сетей вызывает предложение о переносе табачного прилавка на 3 м от касс. «Такая норма потребует от ритейлеров дополнительных издержек (торговое и кассовое оборудование, персонал), а целесообразность этой меры вызывает сомнение», – говорит пресс-секретарь группы компаний «Дикси» Лаврентий Губин.

«Ашан» продает сигареты как внутри магазинов, в зоне рядом с алкогольными прилавками, так и в отдельных киосках рядом с кассами, говорит представитель сети. Эта мера введена скорее, чтобы предотвратить кражу товара, но если закон будет принят, сеть окажется готова, радуется он.

С высокой долей вероятности закон будет принят в том или ином виде, так что рознице придется тратить деньги на переоборудование табачных прилавков, говорит предприниматель Дмитрий Потапенко, управляющий партнер Management Development Group (сети «Гастрономчик», «Продэко» и «Марка»). В небольшие сети табачники, по его словам, не часто ставят торговое оборудование, а если ставят, то ограничивают продажу конкурирующих брендов, так что расходы придется нести самостоятельно.