Правительство отменяет регулирование тарифов в большинстве морских портов

С сентября правительство собирается отменить регулирование тарифов в портах Балтийского, Черноморского и Дальневосточного бассейнов, на которые приходится более 90% перевалки

С III квартала в большинстве морских портов страны будет отменено тарифное регулирование. На этой неделе такое решение должны согласовать профильные ведомства, сообщил «Ведомостям» федеральный чиновник и сотрудники ФСТ и ФАС, затем документ пойдет на подпись премьеру. Принят вариант, на котором настаивали ФАС и ФСТ, рассказывают собеседники: распространить эксперимент по отмене регулирования, который с 2010 г. проходит в порту Санкт-Петербург, на порты Черноморского и Дальневосточного бассейнов (на них вместе с Балтикой приходится 92% морской перевалки грузов). Регулирование останется в портах Арктики, Чукотки и Сахалина, отмечают чиновники.

Формально порты, на которые будет распространен эксперимент, останутся в реестре субъектов естественных монополий, но тарифы там регулироваться не будут, объясняет представитель ФСТ. Служба будет вести мониторинг роста цен на перевалку и другие услуги в портах, уверяет он: стивидоры должны будут каждый квартал предоставлять отчет о стоимости услуг. Если эксперимент будет удачным, позднее порты исключат из списка естественных монополий, рассказывает собеседник.

Минтранс настаивал на более радикальном варианте либерализации – исключении из закона «О естественных монополиях» строки «услуги в портах», рассказывали чиновники. Получить комментарии официального представителя министерства, а также его коллег из ФАС и правительства вчера не удалось.

Дерегулирование тарифов в портах назрело, отмечает топ-менеджер крупного портового оператора: из-за необходимости согласовывать цены с ФСТ порты не могут оперативно реагировать на изменение ситуации на рынке, в том числе и снижать тарифы. Отмена регулирования позволит группе НМТП привлечь дополнительный объем грузов, которые сейчас переваливаются через порты Украины, например металлов, надеется представитель порта.

Сотрудник одной из химических компаний, у которой нет своей перевалки, опасается, что тарифы после отмены регулирования, вырастут. Гендиректор Infranews Алексей Безбородов считает опасения напрасными. В материалах группы компаний «Морской порт Санкт-Петербург» (там действует эксперимент по дерегулированию) сказано, что в последние три года рост тарифов был на уровне инфляции. Причина – высокая конкуренция стивидоров и спад на рынке перевалки, в частности – в сегменте контейнеров. На уровне инфляции в последние годы росли и регулируемые портовые тарифы, уверяет Безбородов.