Для дальневосточной «дочки» «Аэрофлот» выбрал более мелкую исходную компанию

Дальневосточная «дочка» «Аэрофлота» может быть создана на базе «Сахалинских авиатрасс», а не более крупной «Владивосток авиа». Из-за долгов последнюю может ждать банкротство
С.Портер/ Ведомости

Совет директоров «Аэрофлота» в конце августа обсудит перспективы создания дальневосточной «дочки» компании, рассказали два человека, близких к совету. Месяц назад гендиректор «Аэрофлота» Виталий Савельев сообщил, что на формирование перевозчика уйдет 1–1,5 года, а создаваться он будет «на базе двух авиакомпаний»: «Сахалинские авиатрассы» и «Владавиа».

«Сахалинские авиатрассы»

Авиаперевозчик. Финансовые показатели (РСБУ, 2011 г.): выручка – 2,9 млрд руб., чистая прибыль – 7 млн руб. Долг – 80,6 млн руб. Перевозки пассажиров (1-е полугодие 2012 г.) – 118 034 человека. Парк – 13 самолетов (4 в собственности).

«Владивосток авиа»

Авиаперевозчик. Финансовые показатели (РСБУ, 1-е полугодие 2012 г.): выручка – 5,48 млрд руб., чистый убыток – 785,3 млн руб., долг – 1,84 млрд руб. Перевозки пассажиров (1-е полугодие 2012 г.) – 539 538 человек. Парк – 22 самолета и 4 вертолета.

Как выяснили «Ведомости», основой новой компании скорее всего станет сахалинский перевозчик. Такой вариант планируется обсудить на совете, рассказали собеседники. Причина – в огромных долгах «Владавиа», говорят они. По одному из сценариев эта компания будет вовсе обанкрочена, рассказывают оба источника: такой вариант поддерживает часть менеджеров и членов совета директоров «Аэрофлота».

Независимый директор авиакомпании Сергей Алексашенко назвал «логичным» план создания дальневосточной «дочки» на базе «Сахалинских авиатрасс». Вариант банкротства «Владавиа» в текущей ситуации не исключен, добавил он: несмотря на все инвестиции «Аэрофлота» в эту компанию (см. врез), она не показывает прибыли. Кроме того, у сахалинского перевозчика «Аэрофлот» – единственный владелец, а 47,8% «Владавиа» принадлежит миноритариям, продолжает Алексашенко.

При присоединении «Владавиа» к «Сахалинским авиатрассам» миноритарии первой не получат почти ничего, отмечает гендиректор Infomost Борис Рыбак: у владивостокской «дочки» в лучшем случае нулевая стоимость. В конце «Аэрофлот-финанс» направила акционерам «Владавиа» оферту на выкуп 47,8% акций, оценив компанию в 1 руб. В любом случае «Аэрофлот» скорее выберет вариант банкротства, так как у него нет мотивации «тащить долг «Владавиа» в нового перевозчика», считает Рыбак. Это вряд ли понравится кредиторам владивостокской компании, в первую очередь лизинговым ILFC и «Ильюшин финанс Ко» (ИФК), отмечает эксперт.

Еще в конце прошлого года ILFС грозила «Владавиа» прекращением эксплуатации трех самолетов Airbus-320 и двух Airbus-330 из-за долга в $5 млн, но в итоге не сделала этого. ИФК заявляла о долге примерно в $11,5 млн за шесть Ту-204. Нынешнюю сумму долга авиакомпании представитель ИФК не раскрывает, но говорит, что переговоры с ней продолжаются. Американская ILFC на запрос не ответила, как и гендиректор «Владавиа» Дмитрий Тыщук. Представитель «Аэрофлота» от комментариев отказался.