ФАС предложила Минтрансу заработать на международных авиамаршрутах


Официальной реакции авиакомпаний пока нет. Но два сотрудника крупнейших перевозчиков к идее серьезно не отнеслись и перевели ее в шутку. «Все маршруты достанутся «Аэрофлоту». Он едва ли не единственный демонстрирует хорошую прибыль и не обременен кредитами», - говорит один из них. «Не факт - например, «Алроса» могла бы продать пару алмазных приисков и купить для своей авиакомпании рейс в Париж», - смеется другой. "Авиакомпания получает от маршрута порядка 3-5% прибыли, это низкомаржинальный бизнес", - продолжает первый. "Поэтому, если будет принят вариант, когда авиакомпании в рамках аукциона будут «перебивать» друг друга выгодными тарифами, не исключено, что начнут работать себе в убыток. А это при нестабильных ценах на топливо может привести к очередной волне банкротств", - уже всерьез рассуждает собеседник.

Федеральная антимонопольная служба предложила Минтрансу разыгрывать назначения на международные маршруты через аукцион. Предложение сформулировано в письме замглавы ФАС Анатолия Голомолзина, направленном в авиакомпании 28 августа, сообщила "Газета.ру". Предложения от авиакомпаний ФАС ждет до 31 августа.

В Минтрансе обсуждали эту инициативу и в целом ее поддерживают, сообщил «Ведомостям» представитель министерства. "Сама идея витает в воздухе. Детали, что именно авиакомпании будут предлагать за маршруты, обсуждается. Но не исключено, что лоты (маршруты) авиакомпании будут приобретать за деньги", - сообщил сотрудник ФАС.

Официальные представители «Аэрофлота», «Трансаэро», «Ютэйр», «Сибири» инициативу властей прокомментировать затруднились.

До недавних пор на большинстве международных маршрутов право осуществлять регулярные рейсы было закреплено лишь за одной российской компанией. Большинство маршрутов было у «Аэрофлота». Но после скандалов, связанных с допуском «Трансаэро» к чартерным рейсам (их блокировал «Аэрофлот» как назначенный перевозчик), чиновники решили привлекать второго перевозчика на самых популярных маршрутах. В итоге «Аэрофлот» и «Трансаэро» обладают равным количеством направлений: у каждой компании их по 155, подсчитал «Аэрофлот». А новые маршруты будут распределять на межведомстенной комиссии, куда входят представители Минтранса, ФАС, Минэкономразвития, Минспортуризма.

Победитель выбирается по балльной системе. В основном учитывают регулярность и безопасность полетов, финансовую устойчивость претендента, а также возраст парка. Эта методика была утверждена в прошлом году. На согласовании в министерстве новые варианты, которые предусматривают более широкий круг параметров. Например, есть ли у авиакомпании какие-либо другие назначения в близлежащих аэропортах, ее аффилированность с другими компаниями на этом направлении.