Создатели обанкротившегося дискаунтера «Авианова» хотят возродить проект

Создатели обанкротившегося дискаунтера «Авианова» – американский фонд Indigo Partners и бывший топ-менеджер А1 Дмитрий Черняк хотят повторить проект. Росавиация против
М. Новиков для Ведомостей

Создатели «Авиановы» (прекратила полеты в октябре 2011 г.) предложили Росавиации возродить проект, рассказал «Ведомостям» руководитель ведомства Александр Нерадько. Список учредителей проекта по созданию дубля авиакомпании несколько изменился, уточняет участник переговоров с авиавластями. Учредителями «Авиановы» были структуры А1 (51%) и инвестфонда Indigo Partners (49%). Владельцами 51% в новом проекте хотят стать российские инвесторы, чьи интересы представляет бывший топ-менеджер А1 Дмитрий Черняк. Он курировал в А1 этот проект. 49% хотел бы получить венгерский дискаунтер Wizz Air. Компания лишь на 50% принадлежит Indigo, остальное – у частных инвесторов, уточняет собеседник «Ведомостей». Wizz Air была создана в 2003 г., в группу входят «Wizz Air Венгрия» и «Wizz Air Украина». В 2011 г. компании перевезли 11 млн пассажиров.

Нерадько такое предложение не пришлось по душе. Российским авиавластям была предложена модель «с теми же исходными и теми же людьми». «Но поскольку ничего нового я не услышал, а предыдущий проект сгенерировал убытки в 800 млн руб., да еще и пришлось разбираться с перевозкой нескольких десятков тысяч пассажиров (порядка 7000 пассажиров было перевезено авиакомпанией уже после объявления о закрытии, в 10 раз больше пассажиров получили обратно деньги за авиабилеты. – «Ведомости»), мы проект не поддержали», – резюмировал Нерадько.

«Авианова» была запущена весной 2009 г. И через год уже перевозила более 1 млн пассажиров. Однако новый топ-менеджмент, который пришел в А1 в 2010 г., остался ею недоволен. «Компания генерировала убытки, не соответствовала бизнес-плану – запланированный убыток был $34 млн, что на $14 млн больше бизнес-плана. Четкого понимания, когда проект выйдет на окупаемость, у нас не было, как и доступа к финансовой документации. По итогам аудита, проведенного нами в «Авианове», были выявлены серьезные нарушения», – вспоминает сотрудник А1. У компании также не заладились и отношения с представителями Indigo, контролировавшими операционную деятельность дискаунтера.

В 2011 г. Черняк ушел из А1. А конфликт акционеров привел к прекращению финансирования «Авиановы» и ее закрытию. Убытки тогда взяла на себя А1. На закрытие потратили примерно $10 млн. Президент А1 Михаил Хабаров оценивал общие потери в $40 млн.

Сейчас в России нет ни одного дискаунтера. После «Авиановы» закрылась и Sky Express. Впрочем, не исключено, что Wizz Air и не придется создавать специальное СП для выхода на российский рынок. На прошлой неделе первый вице-премьер Игорь Шувалов поручил Минтрансу в течение месяца продумать допуск иностранных дискаунтеров на внутренний рынок (сейчас это запрещено). Главный редактор «Авиатранспортного обозрения» Алексей Синицкий считает, что это слишком кардинальная мера: нужно снять ограничения на участие иностранного капитала в российских авиакомпаниях (сейчас не выше 49%). Так можно привлечь авиаторов, создать рабочие места и получать налоги в бюджет от деятельности авиакомпании.