Россия может начать импорт топлива

Оборот бензина и дизельного топлива стандарта "Евро-2" в стране должен завершиться 31 декабря 2012 г.; если введение запрета снова не отложат на год, возможен дефицит
М.Стулов/ Ведомости

В августе ФАС официально подтвердила, что почти все крупные российские нефтяники просят правительство сдвинуть сроки модернизации НПЗ. «Сургутнефтегаз» обращался, «Роснефть» обращалась. Речь идет о том, что в силу сложностей, связанных с поставкой оборудования, со строительно-монтажными работами, не всегда удается в срок реализовать мероприятия в рамках соглашений", — заявлял заместитель главы ФАС Анатолий Голомолзин «Интерфаксу». В конце сентября глава ФАС Игорь Артемьев заявил, что считает целесообразным перенести на полгода запрет на использование в России топлива низких экологических классов. Глава Минэнерго в конце ноября заявил «Интерфаксу», что его ведомство выступает против продления оборота «Евро-2».

Запрет на использование в России моторного топлива низких экологических классов для нефтекомпаний, не успевающих ввести на своих заводах установки, необходимые для выпуска топлива более высокого качества, может быть перенесен на год, сообщил замглавы Минфина Сергей Шаталов агентству «Прайм».

Сергей Шаталов также не исключил возникновения проблем с бензином и допустил возможность его импорта в связи с отказом от "Евро-2" и "Евро-3". «Дальше возникает вопрос, как это будет корреспондироваться теми техническими регламентами, которые приняты, и не будет означать, что тогда мы перейдем только на «Евро-4» и «Евро-5». Пока угроза есть, что мы будем импортировать бензин», - сказал он.

Сроки перехода на топливо высоких экологических стандартов в России переносились неоднократно. Последний раз с просьбой о переносе сроков техрегламента в Минэнерго в 2011 г. обращались нефтекомпании, не успевающие ввести на своих НПЗ установки, необходимые для выпуска топлива более высокого качества. В сентябре 2011 г. правительство РФ одобрило внесение в действующий техрегламент изменений, продлевающих оборот бензина и дизельного топлива «Евро-2» на два года - до 31 декабря 2012 г., «Евро-3» на три года - до 31 декабря 2014 г., «Евро-4» на один год - до 31 декабря 2015 г.

Управляющий активами УК «Финам менеджмент» Роман Беседовский считает, что оборот топлива стандарта «Евро-2» не будет перенесен. «Во-первых, государство в данной сфере уже шло навстречу участникам рынка, а во-вторых, это способно серьезно скорректировать дальнейшие планы по модернизации нефтеперерабатывающих заводов. Полагаю, что государство на этот раз проявит жесткость и примет решение запретить оборот моторного топлива стандарта «Евро-2», - отмечает собеседник «Ведомостей».

Кроме того, он полагает, что дефицита бензина в связи с отказом от «Евро-2» в целом на российском рынке не будет. «Возможны отдельные, связанные с отказом от производства «Евро-2» проблемы в некоторых регионах, но и решаться они будут также локально. За счет продления возможности производства топлива "Евро-2" и формирования резервов, например», - полагает Роман Беседовский.

Он добавляет, что правительство постарается не допустить либо минимизировать объемы потенциального импорта топлива «Евро-2», так как это не только не рационально, но и может подогреть розничные цены на топливо. «Теоретически допустимы поставки из Белоруссии, но НПЗ этой страны не испытывают острой потребности в дозагрузке», - заключает эксперт.