ФАС заподозрила «Шереметьево» и «Аэрофлота» в нарушении антимонопольного законодательства

Соглашение о стратегическом партнерстве между «Шереметьево» и «Аэрофлотом» может нарушить права других авиакомпаний, летающих из этого аэропорта, считает ФАС

Управление ФАС по Московской области заподозрило «Аэрофлот» и «Шереметьево» в нарушении антимонопольного законодательства, сообщило ведомство. Чиновники проанализировали условия соглашения о стратегическом партнерстве, которое заключили перевозчик и аэропорт, и выяснили, что его реализация может ограничить права других авиакомпаний, говорится в сообщении. «Ряд [условий соглашения] может предоставить отдельным авиакомпаниям преимущественное положение», – подчеркивает служба.

Представитель «Аэрофлота» от комментариев отказался. Его коллега из «Шереметьево» лишь подтвердил, что УФАС запрашивало для изучения договор: «Мы его предоставили, ведомство имеет право запрашивать подобные документы».

«Аэрофлот» и «Шереметьево» объявили о заключении соглашения о стратегическом партнерстве 9 октября. По документу, «Аэрофлот» (базовая авиакомпания, выполняет 75% рейсов из аэропорта) и его партнеры по альянсу Sky Team получили эксклюзивное право летать из Южного сектора «Шереметьево» (терминалы D, E, F), остальным, в том числе второму по объемам перевозок клиенту аэропорта – авиакомпании «Трансаэро» (5% трафика), к 2014 г. предстояло перейти в Северный сектор (терминалы B, C). К этому времени, обещал гендиректор «Шереметьево» Михаил Василенко, в Северном секторе должна появиться нормальная инфраструктура.

Василенко до последнего отказывался подписывать соглашение, опасаясь претензий ФАС. И сдался лишь после того, как «Аэрофлот» инициировал рассмотрение вопроса о его отставке советом директоров аэропорта (авиакомпания владеет 4% акций «Шереметьево», имеет своего представителя в совете). После заключения соглашения требование об отставке «Аэрофлот» отозвал. «Если договор поставит «Аэрофлот» в привилегированное положение по отношению к другим авиакомпаниям, это может быть объектом для разбирательства антимонопольной службы», – говорил руководитель департамента транспорта и связи ФАС Дмитрий Рутенберг. А заместитель руководителя службы Анатолий Голомолзин обещал лично изучить договор. Представитель «Трансаэро» обещал, что авиакомпания будет использовать все законные способы, чтобы отстаивать свои права. «Аэрофлот» на эти претензии замечал, что на него вместе с «дочками» и партнерами по Sky Team приходится львиная доля рейсов, выполняемых из аэропорта.

Впрочем, вчера источник, близкий к совету директоров «Аэрофлота», рассказал, что, несмотря на публичное объявление о подписании соглашения, совет директоров авиакомпании его не утвердил, а значит, документ, который изучает ФАС, – только проект соглашения. Учитывая позицию ФАС, в итоговый текст соглашения можно внести какие-то поправки и изменения, говорит собеседник «Ведомостей». Возможен ли отказ от эксклюзива, он не говорит. Представители «Аэрофлота» и «Шереметьево» комментировать это не стали.

Если в итоге соглашение не изменится и ФАС установит факт нарушения, то служба может потребовать расторжения соглашения в суде, подчеркивает адвокат коллегии «Юков и партнеры» Елена Рогинская.