«Транснефть» запускает вторую очередь ВСТО стоимостью $10,6 млрд

«Транснефть» запускает вторую очередь нефтепровода Восточная Сибирь – Тихий океан (ВСТО-2), которая обошлась компании в $10,6 млрд. Поставки нефти в Азию вырастут с 30 млн до 50 млн т, что увеличит шансы сорта ESPO стать эталонным
Восточный нефтепровод обошелся "Транснефти" дороже $23 млрд/ ООО «Дальнефтепровод»

Сейчас основным поставщиком нефти по ВСТО является «Роснефть» – она прокачивает больше 15 млн т в год. План ТНК-ВР на 2012 г. – 7 млн т, говорит представитель компании. Также ВСТО пользуются «Сургутнефтегаз» (поставляя нефть Талаканской группы месторождений) и «Газпром нефть», напоминает аналитик Номос-банка Денис Борисов. Представители «Сургута» и «Роснефти» отказались комментировать планы поставок на 2013 г. «Газпром нефть» сообщила, что в I квартале следующего года собирается прокачать по ВСТО 300000 т. С 2016 г. эта компания будет поставлять в трубу 5–7 млн т в год, отметил вице-президент «Транснефти» Игорь Кацал. «Верхнечонскнефтегаз» (ТНК-ВР – 74%, «Роснефть» – 25,94%) утвердил поставку в 2013 г. 8 млн т нефти. «По мере увеличения добычи будут увеличены и поставки», – говорит представитель ТНК-ВР. Нефть для заполнения трубы найдется, уверен Борисов: примерно на 80% ВСТО будет обеспечиваться за счет добычи в Восточной Сибири, остальное придет из Западной.

Конкурентами смеси ESPO являются ближневосточные сорта Dubai и Oman, при этом Dubai сейчас служит ориентиром для ESPO, напоминает гендиректор НП «Совет по товарным рынкам» Михаил Турукалов. Но если вначале ESPO торговался с дисконтом к Dubai, то с августа 2010 г. его покупают с премией (в ноябре – декабре – около $4 за баррель, а с конца прошлой недели – около $5), говорит управляющий редактор московского бюро Platts Надежда Родова. ESPO достаточно быстро завоевал популярность среди нефтепереработчиков в Азии и США, отмечает она, и у сорта «есть определенный потенциал для того, чтобы стать эталонным сортом в регионе северной Азии благодаря географической близости к рынкам, существенному уровню добычи и наличию ряда производителей нефти».

Сегодня ночью в Хабаровске «Транснефть» собирается запустить ВСТО-2, сказал представитель компании. Первая очередь восточной трубы заработала три года назад: из Тайшета до Сковородина была проложена труба на 30 млн т в год, оттуда шло ответвление на китайский Дацин на 15 млн т, еще столько же по железной дороге отправлялось в приморский порт Козьмино. Теперь мощность участка Тайшет – Сковородино составляет 50 млн т: оттуда до Козьмина построена труба на 35 млн т, мощность китайского участка осталась прежней.

Инвестиции во вторую очередь ВСТО составили 326,9 млрд руб. ($10,6 млрд) против 389,4 млрд руб. ($12,7 млрд), потраченных на первый этап строительства трубопровода, сообщил представитель госкомпании.

Президент Владимир Путин (предполагается, что он будет присутствовать на запуске) в пятницу уже поздравил строителей ВСТО-2 с завершением проекта, сравнив его со стройкой Байкало-Амурской магистрали. Изначально ВСТО-2 планировалось построить на 80 млн т в год (30 млн т должно было идти на Китай, 50 млн т – в Козьмино). «Транснефть» собирается расширять трубу «по мере увеличения добычи» в Восточной Сибири, отмечал недавно президент монополии Николай Токарев. Делать это планируется за счет строительства новых нефтеперекачивающих станций. Четыре из них уже строятся и через полтора года позволят увеличить мощность трубы на 15 млн т, говорил Токарев.

Увеличение мощности ВСТО откроет новые перспективы для сорта ESPO, он может стать маркерным в странах АТР, надеется представитель «Транснефти». По словам Кацала, содержание серы в этом сорте – 0,51%, в то время как в Urals этот показатель составляет 1,6%, а в сорте Dubai доходит до 2%. Основными потребителями, по данным «Транснефти», являются Япония (31%), Китай (24%), США (22%), Филиппины (6%), Южная Корея (5%).