Бизнес
Бесплатный
Мария Дранишникова
Статья опубликована в № 3333 от 23.04.2013 под заголовком: «Катрен» пошел в интернет

«Катрен» пошел в интернет

Дистрибутор лекарств «Катрен» запускает собственную онлайн-розницу. До сих пор интернет-аптеки были только у аптечных сетей

«Катрен», один из крупнейших российских фармдистрибуторов, запустил интернет-сервис заказа лекарств аpteka.ru, который позволяет искать и бронировать лекарства, сообщила компания. На российском рынке это первый случай, когда массовый онлайн-сервис заказа лекарств запускает не аптечная сеть, а оптовик, отмечает руководитель Центра социальной экономики Давид Мелик-Гусейнов. В Европе и США на продажи через интернет приходится до 20% всего рынка медикаментов, вскоре эта тенденция дойдет до России – «Катрен» планирует занять в сегменте онлайн-продаж лидирующие позиции, объясняет компания.

Фармдистрибутор «Катрен» входит в одноименную группу компаний. Владелец 52,77% группы «Катрен» – Леонид Конобеев (гендиректор дистрибуторской компании группы), еще 27,44% – у гендиректора группы Владимира Спиридонова, 15,37% – у ЕБРР, 3,47% – у дистрибутора «Катрен», остальное – у менеджмента компании, указано в списке аффилированных лиц. Финансовую отчетность за 2012 г. «Катрен» еще не публиковал. В 2011 г. выручка «Катрена» составила $3,1 млрд.

На сайте аpteka.ru покупатели могут заказать лекарство и забрать его в аптеке из числа партнеров «Катрена». Сейчас к системе подключено 1900 аптек в разных регионах России, к концу 2013 г. их число планируется увеличить до 10 000, передал через представителя руководитель проекта apteka.ru Анатолий Тенцер. К системе, судя по сайту проекта, подключены аптеки во Владивостоке, Хабаровском и Красноярском краях, Новосибирской, Омской, Челябинской, Свердловской областях, а также в Московском регионе. В их числе – «Мелодия здоровья» (входит в группу «Катрен»), «Новосибирская аптечная сеть», говорит Тенцер. В Москве, по его словам, «Катрен» работает преимущественно с небольшими сетями, с несколькими крупными сетями ведутся переговоры. Доставкой лекарств покупателям компания не занимается, поскольку это запрещено законом, указывает «Катрен» на сайте. Минимальная сумма заказа – 300 руб., указано на сайте.

Обслуживание интернет-заказа для аптеки обходится дешевле, а значит, и цены на лекарства для покупателей ниже рыночных в среднем на 20%, утверждает компания. Проверка, проведенная сотрудником «Ведомостей», показала, что это утверждение справедливо не для всех препаратов. Так, на сайте apteka.ru противовирусный кагоцел стоит 200,09 руб., на сайте аптечной сети «36,6» – 215 руб., «Риглы» – 222 руб., piluli.ru (входит в группу А5) – 219 руб. А вот противовирусный арбидол (100 мг, 40 таблеток в упаковке) дешевле всего обойдется посетителям сайта «36,6» – 639 руб., на сайте piluli.ru он стоит 736 руб., apteka.ru – 752,84 руб., «Риглы» – 759 руб.

В России нет цивилизованной системы продажи фармацевтической продукции, говорит Тенцер. Аптечные сети, занимающиеся продажами через интернет, по его словам, имеют небольшое покрытие и не могут обеспечить дешевую логистику. «Катрен» же получает товар по оптовым ценам и доставляет его в аптеки ежедневно, поэтому дополнительных затрат на логистику для онлайн-продаж не требуется, говорит Тенцер. Подключение к сети бесплатно, «Катрен» также не платит аптекам за продажи: им участие в проекте дает дополнительных покупателей, уверяет Тенцер. Сотрудник одной из аптечных сетей, которая не участвует в проекте, утверждает, что аптека за участие в системе получает 5% от стоимости заказа. Направленная в «Катрен» просьба прокомментировать этот факт осталась без ответа.

Не понятно, в чем интерес аптек участвовать в этой системе, говорит сотрудник аптечной сети, получается, дистрибутор забирает у аптек трафик и наценку: аптека превращается в пункт выдачи товара. В среднем из 100 руб. розничной стоимости препарата 50 руб. – это цена производителя, по 25 руб. – наценка дистрибутора и аптеки, говорит Мелик-Гусейнов.

Инвестиции в проект Тенцер назвать отказался. По его словам, большая часть затрат пришлась на разработку сайта, покупку домена и привлечение покупателей. Ранее Сергей Шестаков, совладелец компании AllinOne, рассказывал, что инвестиции в сервис DSTech (он также позволяет искать и бронировать лекарства, должен быть запущен в коммерческую эксплуатацию в мае) составили $3,5 млн без учета расходов на подключение аптек к системе.

Запуск онлайн-продаж лекарств – это тренд, отмечает Мелик-Гусейнов. Все участники первой тройки аптечных сетей – «36,6», А5 и «Ригла» – уже развивают продажи лекарств через интернет. Не понятно, за счет чего «Катрен» планирует привлекать покупателей, продолжает Мелик-Гусейнов: цена на медикаменты важна для массового потребителя, но средний чек таких покупателей меньше 300 руб.

Пока никто не прокомментировал этот материал. Вы можете стать первым и начать дискуссию.
Комментировать